Два взгляда

Галина Карпунова
Иван Тургенев

ПОРОГ

Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь, за дверью угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.
Морозом дышит та непрглядная мгла, и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медленный, глухой голос.
-О ты, что желаешь переступить этот порог,-знаешь ли ты, что тебя ожидает?
-Знаю,-отвечает девушка.
-Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?
-Знаю.
-Отчуждение полное, одиночество?
-Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
-Не только от врагов-но и от родных, от друзей?
-Да...и от них.
-Хорощо...Ты готова на жертву?
-Да.
-На безымянную жертву? Ты погибнешь-и никто...никто не будет знать, чью память почтить!
-Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
-Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову
-И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
Знаешь ли ты,-заговорил он наконец,-что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
-Знаю и это. И всё-таки я хочу войти.
-Войди!
Девушка перешагнула порог-и тяжелая завеса упала за нею.
-Дура!-проскрежетал кто-то сзади.
-Святая!-принеслось откуда-то в ответ.



        Два взгляда

Дура-глупая женщина.
Святой-духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный.