Прошлое и настоящее

Римма Стаханова
   Она никогда бы не решилась никому рассказать свою историю. Но перед священником нельзя было лукавить. И носить в себе эту боль она уже тоже не могла. Сколько раз Таня пыталась наложить на себя руки, но всякий раз страх перед наказанием останавливал её. Казалось бы, какое наказание может быть страшнее смерти? И как можно наказать человека, если его  уже нет? Девушка помнила слова бабушки,причитавшей у гроба своей дочери, матери Тани: "Зачем же ты прогневила Бога, доченька? Зачем наложила  на себя руки? Как нам теперь жить дальше?"
  Бабушка Тани была верующей. Она каждое воскресенье ходила в церковь. И  верующей она была не на словах. Люди любили бабушку. Она была доброй, отзывчивой. Чужое горе для неё было своим. Она не разделяла людей на хороших и  плохих. Бабушка всегда говорила: плохих людей нет, есть плохие поступки.
  Когда мама Тани умерла, бабушка очень горевала. Но если бы её дочка ушла из жизни естественной смертью! А та свела счёты с жизнью, выбросившись из окна. 
  Когда с самой Таней случилась беда, она так жалела, что рядом не было любимой бабушки. Некому было Таню поддержать, некому подсказать. Она осталась один на один со своим горем. Потому и оказалась в церкви, и сидит перед  батюшкой в  церкви. Она впервые решилась рассказать о том, что случилось с ней после смерти матери. А подсказала ей, как поступить, одна  женщина, которая работала в больнице, где Таня лежала  после неудачной попытки суицида.
 - Доченька, я не спрашиваю тебя, почему ты это сделала. Значит, была на то причина. Но вот тебе мой совет: сходи в церковь, поговори  со священнослужителем. Он поможет тебе. Зовут его Андрей Иванович, но все называют батюшкой. А пока молись. Вот тебе иконка  Богородицы Марии.
  Таня долго решала – идти или нет. Но однажды оказалась в такой ситуации, что выбора у неё не осталось. Перед батюшкой, она,  как на духу,  рассказала всё, что с ней произошло. 
 - Я не буду тебя, дочь моя, пытать. Расскажи о том, что тебя больше всего беспокоит. А потом решим, что нам  делать дальше. Ведь Бог больше в этом заинтересован, чем мы с тобой. Ты веришь, что Он сейчас здесь, с нами? Если веришь, то я слушаю.
  И Таня начала свой нелёгкий рассказ.
… Мы с мамой жили вдвоём. Папа ушёл от нас, когда мне было четыре годика. Я его  плохо помню. Зато помню, что к маме постоянно ходили какие-то мужики. Они часто меня  брали на колени и угощали конфетами. А потом  мама укладывала меня спать, а сама оставалась с ними. Я часто ночью просыпалась и мне хотелось, чтобы она пришла, посидела со мной, но она не шла.
  Когда я пошла в первый класс, к нам приехала моя бабушка. Они с мамой часто ругались. Один раз я слышала, как мама говорила бабушке, чтобы она не совала свой нос в её жизнь. На  что бабушка ответила, что если бы  мама жила одна,  то она бы молчала. Но у неё есть внучка, и она не допустит, чтобы ребёнок всё видел.
  Так мы прожили вместе пять лет. Потом бабушка заболела, её положили в больницу, и мы остались одни. Мне было почти десять лет. Какое- то время у мамы никого не было, и я радовалась, что мы остались одни. Но мама всё время была раздражённой, срывалась постоянно на крик. Потом бабушку выписали, но у неё болели ноги, и она плохо ходила.
  Однажды, к маме пришёл мужчина. Он принёс с  собой вина, а мне - коробку конфет. Остался у нас ночевать, а утром мама сказала, что он будет с нами жить. Так дядя Петя стал моим отчимом. Они с мамой постоянно ругались, но всё было терпимо. И к бабушке он сначала хорошо относился, но когда она заступилась за маму, дядя Петя её толкнул. Бабушка упала. Я очень тогда испугалась. Помню, что налетела на него с кулаками. Он и меня отшвырнул. Наверное, в тот день и кончилось моё детство.
  Из школы мне не хотелось идти домой. И только ради бабушки я туда шла. На каникулах мы с ней уезжали в деревню. Там было хорошо! К нам приходили соседки, помогали. Туда же приезжала Нина, соседская девочка, и мы с ней подружились. Она была постарше меня, но это не мешало нашей дружбе.
 …Андрей Иванович не перебивал девушку. Он понимал, что она ещё не сказала самого главного. Поэтому нужно набраться терпения и выслушать её до конца. Она-то этого не знала, что ему всё известно про неё. Батюшка был знаком с бабушкой этой девочки. Та не раз приходила к нему за помощью. А что он мог сказать тогда бедной женщине? И чем мог помочь?
 - Молись, дочь моя! – говорил он ей. – Бог поможет!
  Бабушка, как могла, уберегала внучку от притязаний отчима. Грозилась, что заявит в милицию, если он хоть раз прикоснётся к ней. А он отвечал ей:
 - Ты что, бабка, свихнулась? Какие притязания? Она же мне – дочка!- оправдывался он.
 И гражданская жена заступалась за него, ругалась с матерью. Так бы и жили, если бы не один случай.
 …"Как-то раз  Нина поехала с нами в город. Ей нужно было прикупить кое-что к школе. Возвращаясь из магазина, мы застали маму пьяной. Отчим сидел на кухне. Увидев нас, обрадовался. Пригласил к столу. Мы были голодны, поэтому сели. Я тогда заметила, что он как-то странно поглядывал на подругу. Бабушки дома не было. Она ушла в поликлинику.
  Когда она вернулась, сказала, чтобы мы шли к себе в комнату. Отчим  долго  тогда о чём-то говорил с бабушкой. А потом проснулась мама, и они с отчимом  продолжили пьянку. А ночью, когда мы уже спали, он пришёл к нам в комнату. Проснулись от того, что Нина кричит. Отчим полез к ней  под одеяло.
  Бабушка вызвала милицию, и его увезли. Ему дали тогда  три года. С этого времени мы с бабушкой успокоились. Но вот мама, как с цепи сорвалась. На работу уже не ходила. Пила с кем попало. Часто мы её искали по двору. Один раз уснула у мусорных бачков. Как бабушка только с ней не разговаривала, что только не делала – она всё равно уходила из дома. Бабушке ничего не оставалось, как запирать её дома на ключ. И, однажды, мама выпрыгнула из окна. Она  умерла сразу же,  не мучаясь. Бабушка после этого казнила себя, что это она виновата в смерти своей дочери. Ходила в церковь замаливать свои грехи."
  Андрей Иванович помнил, как это было. Он тогда сказал Марии Степановне, что нет в том её вины. А вот дочь её совершила грех, наложив на себя руки.
 Бабушка очень  переживала. Она прожила ещё два года и умерла. Я совсем осталась одна. До совершеннолетия  была в детдоме. А потом  стала жить в своей квартире.  И тут, неожиданно, появился отчим.
  Он освободился из тюрьмы и всё время ждал, когда я появлюсь дома. У него не было ни квартиры, ни близких людей, кто бы мог его приютить. Он уже знал, что нет ни мамы, ни бабушки, и только ждал случая оказаться у нас дома.
  Андрей Иванович вспомнил, когда к нему пришёл этот человек. Он каялся в своих грехах, просил помощи. Рассказал, что с ним произошло, и за что он сидел.
 - Теперь всё будет зависеть от тебя. Бог прощает тебя. Но ты должен загладить свою вину перед теми, кого обижал, сын мой. Проси у них прощения, – посоветовал батюшка.
  Вот так отчим оказался у Тани дома.
 "…Как ни странно, но мы хорошо жили, - продолжала свой рассказ молодая женщина. Дядя Петя устроился на работу. Я тоже уже работала. Но потом я перестала  воспринимать его, как отчима. Я замечала, что и он по-другому стал на меня смотреть. И в один прекрасный момент мы поняли, что не можем больше жить так, как жили раньше. Нас  тянуло друг к другу. Вспоминая сейчас это время, я удивляюсь, как я могла это сделать?  Ведь он убил маму и бабушку. Из -за  него было столько неприятностей! Я возненавидела себя! И чем больше об этом думала, тем хуже мне становилось.
  С одной стороны меня тянуло к нему, а с другой - я его ненавидела. Надо было что-то делать с этим. Я решила с ним расстаться. А когда он ушёл, не находила себе места. Так прошёл месяц. Я не знала, где он. Чтобы не думать об этом, стала  помаленьку выпивать. Втянулась, и что хуже того – поняла, что беременная. Не раздумывая, сделала аборт, а потом начала жалеть.
  Запутывалась всё больше. Выхода не видела. Не хотелось жить! Считала себя предательницей перед матерью, перед бабушкой. А потом появилась жалость к  неродившемуся  ребёнку. Он-то чем был виноват? Мне начали сниться сны, как маленький ребёнок тянет ко мне ручки и кричит:"Мама, не бросай меня!" Я просыпалась вся в поту. И вот, в один прекрасный момент не выдержала. Из окна, как мама, не могла выпрыгнуть, поэтому напилась таблеток.
 - Не знаю, почему мне Бог не дал умереть? Я не хотела жить! – выкрикнула Таня.
 - Не тебе решать, дочь моя, когда умирать. Что произошло – то произошло! Этого уже не изменить. Тебе нужно жить дальше. Ты думаешь, мама одобрила бы твоё решение? Нет! И бабушка - тоже! Хорошо, если ты осознаёшь свой грех. Тогда не всё потеряно.
  Но как было тяжело Тане жить с этим грузом! Сколько раз она прокручивала в голове события минувших лет! Ей хотелось бы забыть всё, вычеркнуть из памяти.  Она ходила на кладбище к матери и к бабушке. Просила у них прощения. Но успокоения не наступало. Сколько же ей ещё понадобится времени, чтобы она забыла весь этот кошмар?
  Таня не могла ни с кем поделиться. У неё не было близких подруг. Даже поход в церковь не принёс ей утешения. Время. Только время поможет ей забыть всё. Но сколько его потребуется, чтобы она могла спокойно жить дальше?
  Спустя три года, Таня встретила хорошего человека. Он помог ей забыть прошлое, сделал её счастливой! И возвращаясь иногда в прошлое, она думала о том, что если бы не было прошлого, то не было бы и настоящего. Настоящего, которое она ценила больше всего на свете. Она засыпала, прижавшись к любимому  человеку… Она бежала в детскую, когда просыпался малыш и начинал плакать… Она влюблёнными глазами смотрела на мужа и благодарила Бога, что он не дал ей умереть.