Эссе. Лина Кавальери

Тамара Рожкова
100 лет назад её называли «прекраснейшей женщиной мира». Она и в самом деле напоминала чудного ангела с рождественской открытки. Хрупкая пленительность фигуры, бездонность тёмных очей, природное изящество движений, непередаваемое сочетание невинности и горечи в чертах лица и взоре. Непонятно, чего в ней было больше: таланта или красоты, но на рубеже ХIХ и ХХ веков она в буквальном смысле слова покорила мир. Ей рукоплескали Россия, Европа, Америка.
                МАЛЕНЬКИМИ  ШАЖОЧКАМИ –
                К БОЛЬШОМУ УСПЕХУ.

Наталина Кавальери родилась в провинции Витербо в 1874 году в бедной семье. Она потеряла своих родителей в возрасте пятнадцати лет и попала под опеку государства. Её отправили в приют Римско-католической церкви, откуда она сбежала с гастролирующей театральной труппой. Ещё при жизни родителей с тринадцати лет стала выступать, как певица, в ресторанчиках Рима. Голосок у неё был слабенький, но приятный. А публика собиралась вовсе не затем, чтобы слушать, - достаточно было просто смотреть на красавицу. Лине было шестнадцать, когда ей предложили сфотографироваться для открытки. Она согласилась – ради заработка. Но поставила строжайшее условие: сниматься будет только в очень закрытых нарядах. С детским простодушием Лина заявила, что не хочет, чтобы её будущий муж сомневался в её непорочности.    Открытки разошлись по всей Европе с невероятным успехом. Публика полюбила девушку. И хотела знать о ней всё. Самые известные журналы считали за честь разместить на своих страницах интервью со знаменитой моделью.  Предложения покровительства и «дружбы» стали один за другим поступать от богатых ценителей таланта и красоты. Но Кавальери ни разу не дала повода усомниться в своей порядочности и целомудрии.
Юная Кавальери отправилась в Париж, где получила работу певицы в одном из кафешантанов города. Затем она выступала в различных мюзик-холлах и других заведениях по всей Европе. Знаменитый итальянский оперный певец Маттиа Баттистини влюбился в Лиину по фотографии и интервью, предложил ей руку и сердце, но получил отказ и вынужден был согласиться на роль друга. Именно он помог воплотить ресторанной певичке её мечту: он вывел Лину на оперную сцену. Кстати, знатоки и ценители оперы были в шоке, поскольку петь девушка не умела. Но публика валом валила на спектакли - посмотреть на красавицу! Одним из первых, кто горячо принял новую оперную звёздочку, был знаменитый русский певец Леонид Собинов. Ведущий тенор Императорских театров был неоднократно замечен в толпе восторженных поклонников певицы кричащим, свистящим и топающим от восторга. Однажды великий певец так  вдохновился искусством примадонны, что перелез через ограждение и пробрался в оркестр, чтобы подобрать брошенный красавицей цветок.
                МАССНЕ  И  ЕГО  МУЗА.
Почётный академик, профессор парижской консерватории, популярнейший композитор Жюль  Массне был уже не молод и счастливо женат, но устоять перед красотой Лиины не смог. Он влюбился. Правда, слышать, как Лиина поёт, Массне не мог, потому что фальшивила она всё – таки безбожно, но видеть её, любоваться её совершенным лицом и телом – в этом Массне нуждался просто-таки физически. Основоположник французской лирической оперы, Массне  обнаружил в Лине Кавальери свою музу: прекрасную, понимающую и недоступную, как  истинная богиня.   Газетчики, следившие за каждым шагом этой парочки, предрекали развод в благородном семействе Массне из-за молодой певички, но зря они злобствовали- этот роман был в высшей степени целомудренным. Лиина приезжала к Массне, садилась  перед ним  или ложилась на кушетку. Он садился рядом, смотрел на неё – и постепенно в душе его начинала рождаться музыка. Мадам Массне знала об этих встречах, понимала мужа в его странной страсти и даже старалась обустроить всё так, чтобы композитора и его музу никто не беспокоил в часы сотворчества.  Когда в конце концов страсть маэстро к Лине потухла, они расстались добрыми друзьями: девушке на память о Массне осталось столько драгоценностей, что ими можно было бы заполнить небольшой ювелирный магазин, зато Массне написал несколько романсов, оперу и балет.

            Продолжение следует.