К 80-летию Мурманского мореходного училища - 7

Серафим Григорьев
Ж И В Ы Е    Р А К И

(Нравы и обычаи моряков Мурманского тралового флота)
 
Конец 30-х годов прошлого ХХ столетия.
Напротив знаменитого Мурманского «Дома междурейсового отдыха» (ДМО) рыбаков образовалась большая и неистребимая, даже с годами,  лужа. Выходят захмелевшие моряки, выбритые и с начищенными ботиками,  на крыльцо креативного рыбацкого ресторана… После обильного возлияния, с шикарной закуской, под водочку, коньяк и непременно – с шампанским!..
 С красивыми и опрятными  девушками, в заграничных шмотках и туфельках!.. И вдруг вспоминают об этой, проклятой моряками, огромной луже!.. Не отступать же назад – в ресторанную кухню, к черному входу?!.. «Volens nolens»,  флотские франты  берут девушек на руки и несут их к поджидавшему такси. По колено в грязной воде!..
Были случаи естественного, и не только морального, но и физического падения влюбленных пар в эту самую проклятую вечную лужу. Кому только не жаловались моряки, начиная с директора ДМО, профкома и парткома. Даже газета «Рыбак Заполярья» писала об этой роковой луже. Однако все было тщетно – ДМО построили на вечной мерзлоте, и как разъясняли ученые из Арктического института, вечная мерзлота пока не изучена наукой до конца. Плывун – есть плывун!.. Но надо знать моряков – выпускников легендарного Мурманского мореходного училища (им. Месяцева).
Однажды в Мурманск совершенно неожиданно приезжает Нарком рыбной промышленности СССР ПОЛИНА ЖЕМЧУЖИНА (жена Молотова). Молва об этом,  чудесным образом,  и молниеносно распространяется среди обитателей ДМО. И находятся в их забубенной среде двое выдумщиков (в далеком будущем – КВН ММУ имени Месяцева), которые спешно идут на местный Бродвей (проспект Ленина).
На единственной прямой улице продавались на удивление крупные раки. Парни покупают несколько ведер этих раков и выпускают их в эту проклятую лужу. К приезду Полины Семеновны, начальник ДМО начинает спешно засыпать историческую лужу, главное – обозначить работу!..
Жемчужина выходит из машины, впереди Наркома суетится столичный хроникер. И вдруг из лужи, задом наперёд, начинают выползать и пятиться потревоженные засыпкой грунта - РАКИ!.. «Первая леди» СССР (после гибели супруги Сталина - Надежды Аллилуевой) в ужасе и с визгом  смотрит на раков, которые дают задний ход, непосредственной ей под ноги.
Фотограф-хроникер продолжает снимать злосчастный эпизод, который стоил свободы директору ДМО – он впоследствии пилил лес, до самой войны, в архангельской тайге. Товарищ Сталин был человеком с определенным чувством юмора. Назначить Полину Жемчужину – заместителя Наркома парфюмерно-косметической, синтетической и мыловаренной промышленности, женщину избалованную и утонченную, по-большевистски «бросить» на наркомат со специфическим и на любителя запахом?!.. Ну, нет, уж - увольте!..
Полина Семеновна была вне себя, когда она посетила Мурманский рыбокомбинат. Вы представляете, как пахнут «танки» с созревающей селедкой?!.. А производство рыбьего жира?!.. И это еще не все. Если бы вам, хотя бы однажды, довелось попасть в цех по производству РЫБНОЙ МУКИ, запах трехдневного покойника (не нынешнего, наколотого медицинскими препаратами), показался бы вам легко переносимым. Не помогал даже платок, смоченный французскими духами. Жемчужиной стало плохо…
Окончательно Наркома РП СССР добивают именно р а к и!.. Живые и кроющие задом наперед ей под ноги. И преподнесенные в подарок начальником треста «Мурманрыбпром», вареные раки - на длинный путь по железной дороге до Москвы. Полина (Перл) воспитывалась с детства в еврейской традиции, которая запрещает употребление крабов, раков и т.д.  В вагоне СВ литерного поезда с Жемчужиной случилась истерика. Но откуда это было знать начальнику рыбного треста, парню от сохи, который и живого иудея в глаза не видел?!..
А что же выдумщики – моряки, выпускники  легендарного ММУ (им. Месяцева)?!.. Начальник ДМО был вскоре арестован, по незначительному поводу – в ресторане ДМО на стене висели портреты вождей – святотатство под джаз! Впрочем, в противном случае, арестовали бы за недостаточное понимание политического момента.
А комсомольские активисты, под руководством оперативника НКВД и второго секретаря обкома ВКП (б), начинают интенсивный поиск участников «антисоветской группы» моряков, которые купили и выпустили живых раков в вечную лужу, дабы скомпрометировать Мурманский областной рыбный трест и, главное -  Наркома РП СССР, «первую леди» страны.
По возращении в Москву Полина Жемчужина умоляет и слезно просит своего супруга,  Председателя Совета народных комиссаров СССР – ВЯЧЕСЛАВА МОЛОТОВА, о защите её чести и достоинства. А самое существенное – здоровья!
     - Запах тухлой рыбы мной н е п е р е н о с и м! – в слезах обращается она к мужу.
     Молотов недоуменно смотрит на супругу.
     - Какой тухлой рыбы?! – недоумевает Вячеслав Михайлович. – Полина?!.. Мы поставляем, на народный стол, только свежую продукцию!
     Жемчужина продолжает настаивать.
     - Для меня запах любой рыбы, и ты это знаешь, вызывает аллергию! – кричит она.
    «Железный молот» вспоминает только светлые и теплые впечатления о детско-юношеской своей рыбалке.
     - Не забывайтесь, товарищ Жемчужина! – полушутливо одергивает жену далеко не последний человек великой страны. – Кто?!.. Вас р е к о м е н д о в а л  на эту высокую и почетную должность?!..
     - Знаю, Сталин!- нервно курит Жемчужина. И она решается рассказать историю с проклятой лужей возле Мурманского ДМО. А главное – о не кошерных и живых  р а к ах!..
     Когда Сталин выслушал рассказ Молотова об этой нашумевшей в Мурманске истории с раками, Секретарь ЦК ВКП (б) от души посмеялся, но вдруг говорит:
     - Твоя Полина ведет переписку с родственниками, которые живут за границей?!
     Вячеслав Молотов был не рад, что поддался на уговоры жены и что все же решился на разговор со Сталиным.
     - Аллергии к иностранцам она не испытывает?! – сменил заметно тон Сталин, после приступа невольного смеха.
     ПРИМ. Полина Жемчужина в октябре 1939 г. была снята с поста Наркома рыбной промышленности.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)