Египетская мифология

Антон Данилец
ВВЕДЕНИЕ
Изучение мифологии Древнего Египта отличается, скажем от изучения мифологии Греции, неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов.
Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц.
Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тысячелетии до н. э., задолго до возникновения классового общества.
В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д.
Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства, а стало быть тема моего исследования представляется актуальной как с теоретической, тву и с практической точки зрения.
1. Древний Египет – условия возникновения мифологического наследия
....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в египетском мифе события могут показаться не имеющими причинно-следственной связи, поступки богов — психологически никак не мотивированными или вопиюще непоследовательными, зачастую бывает непонятен сам сюжет.
Но даже в том случае, когда читатель оказывается способным не только воспринять текст, но и увидеть все его ассоциативные связи и смысловые параллели, понимание всё равно будет лишь рассудочным, безэмоциональным, ибо чуждая система образов, как правило, не может вызвать адекватной чувственной реакции.
Труднее всего усваивать древнеегипетскую, мифологию из-за её алогичности.
Древнеегипетские тексты большей частью дошли до нас во фрагментах; многие содержащиеся в них намёки и ссылки нам непонятны; наконец, часть мифов сохранилась лишь в пересказах античных авторов, давших свою интерпретацию и, следовательно, исказивших первоначальный смысл.
Алогичность древнеегипетской мифологии является законо¬мерным следствием того, что в политеистической религии Египта на протяжении очень долгого времени не существовало понятия «религиозное инакомыслие»: не было ни догматов, вера в которые предписывалась бы как обязательная, ни дог¬матов, отрицавшихся богословами как «ересь».
Фактически в каждом номе (административном округе) страны вырабаты¬вались свои собственные версии одних и тех же сказаний и легенд, по-разному трактующие одни и те же религиозные постулаты и мифологические события.
Несоответствие между вариантами сказаний усугублялось тем, что и сами сказания влияли друг на друга:
- происходило заимствование сюжетов и образов, различные концепции смешивались, разные представ¬ления синкретизировались и т. п.;
- в результате боги древне¬египетского пантеона на протяжении веков меняли иконогра¬фию, роли, отождествлялись между собой по тем или иным причинам — из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имён; либо, наоборот,— образ какого-нибудь божества распадался на множество разновидностей.
Всё это приводило к тому, что даже мифы, которые складывались и сосуществовали в пределах одного теологического центра и в один исторический период, совершенно по-разному трактовали одни и те же положения.

Лекция перенесена автором на сайт http://dplom.ru . Там она доступна пользователям в полном объеме и абсолютно бесплатно.