Шейх Ахмат-Хаджи

Шарип Окунчаев
 
После выхода моего очерка « Какою бедою ты томим, или своевременная встреча с ..шейхом» в журнале «Нана» № 9-10. 2012, ко мне стали поступать масса вопросов о том, что я имею ввиду и почему шейх Ахмат-Хаджи?
            Ответ, конечно, не такой и простой, но отвечу сугубо личное своё мнение. Шёйх – это учёный богослов, а Ахмат-Хаджи был таковым. Но у многих вопрос однозначно один: «какая разница между Устазом и шейхом, между Эвля1 и шейхом?». Я как таковой разницы в этом не вижу.
           Эвля1 или устаз, это синонимы учёных богословов, которые имели и имеют своих учеников, сторонников, почитателей, последователей ит.д. Они имели и имеют огромный авторитет в обществе. Ихние «крылатые» слова и обращения к массам всегда передавались из уст в уста, как молитвенные изречения, как поучительные наставления на все времена. Они в сердцах каждого из нас –Кунта-Хаджи, !овда-Хаджи, Дени-шейх, Суаип-мулла и многие другие.
           Но время не стоит на месте, тогда был 19-й век, а сегодня мы живём уже в 21-ом веке. В 19-ом веке основная масса народа была не грамотной и они непосредственно ориентировались на своих наставников – учителей, истинных учёных – богословов, чьи наставления и учения были нормами и нормативными актами (если выражаться сегодняшним языком) для общества. Они были с народом, могли смирить не смиренных, могли предвидеть определённые явления, лечили душевные раны словом, за что были гонимы со стороны власти. Перенося все тяготы неволи, они оставались самими собой. Ихние деяния были для народа и ради народа, потому мы их помним, благословим вечной памятью. Они для нас не просто наши устазы, эвля1и, они герои и достойные сыны своего народа и память о них – вечна.
           Возьмём сегодняшнее время, когда все грамотные, многие среди нас учёные, в том числе и богословы. Более того много у нас славных людей, истинных патриотов, героев, как и было во все времена.
         Те испытания, которые взвалились на плечи чеченского народа в последние две  военные компании, навязанные нам извне – унесло и ранило много душ.
         По своей жестокости, лишенной всякой морали, карательный поход федеральных сил ранило наши души, нарушила психику многих, особенно детей войны, которые своими глазами всё это видели.
         К сожалению, многие стали забывать об этом, забывать подвиги наших лучших и лучших сынов, героев отдавших жизнь за сегодняшний мир. Вечная им память. На этой «ноте» хочется сказать об Ахмат-Хаджи Кадырове, о его подвиге. Именно у него хватило мужество, увидев зло изнутри, переломить историю, сказать: «хватить, будим жить как все и никому больше не дадим себя оболванить  дешёвыми лозунгами».   А это не есть подвиг?
        Надо думать о том, сколько человеческих жизней наших братьев и сестёр удалось спасти этим подвигом.      
         Слова Ахмат-Хаджи, где бы он не выступал имели свои «крылатые» фразы, которые имеют место сегодня и будут иметь во все времена. Его беспокоила судьба всех нас – рабочих, тружеников села, работников искусства, образования, учреждений,  особенно детей и т.д. Это не есть подвиг? Он не жил ради себя, он жил ради народа.       
         Подводя итоги его жизнедеятельности, стаёт вопрос, какая разница между синонимами  - шейх, устах, эвля1? Я считаю никакой.
        Шейх он был как учёный.
        Устаз он есть, потому что как учёный жил для народа и ради народа и отдал жизнь за это.
       Эвля1 он есть, потому что предвидел будущее нашего народа и нашёл «ключ» к мирному сосуществованию своего народа, затрагивая каждую область бытия по отдельности.
       Вопрос, как я сказал и сложный, но «арифметика» логики  проста.
       ДАЛА гечдойла цунна!

14.12 2012г. Окунчаев Шарип Заурбекович
  кандидат экономических наук,
доцент ф-та экономики и финансов    ЧГУ