Трибунал

Феликс Лещинский
Вы спрашиваете, как я докатился до трибунала, как смог взрослый, образованный человек, знакомый с уставом и конституцией, ударить человека, своего командира? Вы удивляетесь этому?
Солдат смиренно наклонил голову, но не так, как опускает ее провинившийся или преступник, ожидающий суровой кары за свой проступок и потом  желающий смирением облегчить наказание (повинную голову меч не сечет). В его наклоне наоборот, чувствовалась большая внутренняя сила, глубокая уверенность в себе, величайшая честность и еще что-то такое, что придавало всей его фигуре красоту. А между тем человек вовсе не был красив, хотя и не урод. Он был с виду самый обыкновенный человек. У него был лоб самого обыкновенного человека, и по нему невозможно было точно сказать ни об уме, ни об образованности владельца. Обыкновенным  был и нос, не четкий, но и не бесформенный, по нему можно было определить, что человек никогда не увлекался боксом, что в детстве он усиленно ковырялся в нем (Каким пальцем трудно определить), что не возбраняется, хотя и не рекомендуется. Также без труда можно было определить, что нос этот был обморожен и, следовательно, сейчас чувствителен к холоду и к сырости, как видите, при определенных ограничениях нос этого солдата можно было назвать выразительным и даже без кавычек, которые любят многие наши писатели. Рот же был выразительным без всяких ограничений.
( во-первых, он был самых обыкновенных размеров, во-вторых, плотно сжат, и чувствовалось, что это его самое естественное состояние).
А это сразу говорит о том, что он принадлежит неулыбчивому и малоразговорчивому человеку. Но сквозь сжатые губы проглядывала  чуть заметная умная, - я бы сказал, - гордая, но ничуть не надменная улыбка. Этот человек вероятно очень прост или хочет казаться простым. Все лицо его было овальное, но не длинное и не худое, а скорее мужественное, хотя закругленный, почти острый подбородок сильно смягчал его. Остается добавить, что у солдата были коротко остриженные каштановые волосы, черные брови и неровные , но вполне здоровые зубы. Голову он склонил просто по привычке. Каждый человек по своему собирается с мыслями:  один смотрит в потолок, другой в глаза собеседнику, третий накручивает чуб на палец, четвертый чешет затылок и т.д. а этот просто склонил голову. Молчание длилось целую минуту, после чего он снова поднял голову и еще минуту внимательно смотрел на своих судей. При этом губы его уже явно улыбались и глаза при этом оставались  печально-строгими, хотя точно установить это было трудно, поскольку такие глаза (между синим и зеленым цветом) всегда кажутся печальными и строгими. В улыбке этой заключалось «Черт-те что», обычно так улыбается человек, который собирается отвечать на вопрос, но наперед знает, что слушатели его не поймут или не поверят сказанному.
- Как я дошел до трибунала?
1961г