Отец-Мать-Сын в фильме Легенда о Тиле

Светлана Жукова 4
     Я посмотрела этот фильм в первый раз, когда была его премьера, в 1976 году, в кинотеатре Россия (сейчас "Пушкинский") в Москве. Мне было 12 лет от роду и я много тогда не поняла. Я не поняла, почему король и церковь делает с людьми такие страшные вещи?! Я не поняла, как может Клаас разбрасывать кусочки индульгенции - документа, который он купил на дениги казненного Иоста, документа, который дает отпущение грехов и свободу, в смысле - освобождения от мучительной смерти на костре, когда заплатил за неё так дорого и когда сие действие вполне может кончится для него тем ж самым сожжением?! Я не поняла, зачем колдует Катлина, подвергая страшной опясности жизнь свою и своей дочери? Ведь, я знала с детства о процессах над ведьмами, об инквизиции и о живых кострах!

     Я не нашла для себя ответа ни на один из этих вопросов. Мне было просто больно, ужасно больно. Наверное, точно также, как больно было и Неле ждать Катлину в пыточном дворе, пережить сожжение Клааса и практически нескончаемое отсутствие Тиля. В общем, наверное, точно так же, как Неле было больно всю жизнь в этом мире...

     Я была на сеансе со своим папой, и папа с трудом довез меня до дома. Я практически висела на нем всю дорогу. Ведь, когда я пришла домой, я свялилась с высочайшей температурой. Проболела я две недели. Кто знает, вирус ли это был, или сильнейшее душевное потрясение? Факт тот, что было мне очень худо...

     Прошло время. Очень много времени. 36 лет. И теперь у меня есть ответы на все вопросы.
     О чем фильм "Легенда о Тиле"?
     Он об Иисусе Христе и о Его Отце. И не только. Этот фильм о святой Троице Вселенной и о святой Троице планеты Земля. И состоит эта Троица из Отца, Матери, Сына. Если Мать из Троицы исключена, она становится ущербной и ущербным становится Сын. Таков Филипп, которого растил и воспитывал один отец - Карл V. Если Матери нет места в семье, сын сжжигает живьем обезьянку в детстве, а когда становится взрослым, сжигает живьем людей. Потому, что в нем нет сострадания, которому может научить мать, потому, что в нем нет обожания женщины, пример которого может дать сыну только отец. Карл не обожает никого кроме себя самого и своего повторения - сына. Потому так страшно карающее правление Филиппа, что в его глазах...
     НЕЛЕ: "В его глазах нет любви. Нас всех ждет беда..."

     Очень странно звучит, и дейсвительно это - совершенно удивительно, что Откровение Провидения об Отце-Матери-Сыне было дано человечеству через Советский фильм. Еще более удивительно, что Откровение об Отце-Матери-Сыне было дано ещё до выхода "Розы Мира" Даниила Андреева. Но когда думаешь о причинах появления какой-то мысли в умах человеческих, то становится очевидно: если Бог что-то хочет сказать человеку, Он это делает через образы искусства и через науку, и через слово человеческое, которое есть - плод философской мысли, или через творческое вдохновение...
     В любом случае, если какая-то истина доходит до человечества, она приходит к нему не через одного человека...

     В фильме Алова и Наумова всё говорит о Троице. Причем о двух толкованиях Святой Троицы. И сейчас я это постараюсь доказать.

     Тиль, Неле, Ламме в детстве - этот образ проходит через весь фильм. И Тиль, Неле, Ламме уже взрослые. Особенно сильная сцена, когда Тиль и Ламме возвращаются из очередных странствий и у входа в город их ждет Неле. Много-много лет ждет...
     Почему эти образы глубже, а история Тиля, Неле и Ламме пробирает буквально "до костей" и воспринимается не просто, как история трех человек, а превращается в мистическую историю, которая становится не просто легендой, а которая надстоит над историей человечества, историей Фландрии, Испании, над историей короля Карла V над историей угольщика Клааса?

     Да потому, что Тиль - не просто народный герой. Он - зеркало. Зеркало народа.
     Потому, что Тиль - не просто выразитель народных чаяний и настроения, его желаний и недовольства. Он ещё и учитель, который ведет их к Свету и Свободе! Потому, что Отец - Свет только тогда, когда рядом с ним - Мать. Потому, что Тиль - Свет, только потому, что его любит и ждет всю жизнь его Неле.

     Вот о чем говорит зрителю фильм. И в процессе просмотра все это просто в глаза бросается, потому, что на этом специально делается акцент!

     ТИЛЬ: "Отец, я отмщу за тебя и за Мать!"

     РЫБНИК: "Я знаю тебя... ты - Сын!"

     ЛАММЕ (очень часто): "Сын мой!"

     ОБРАЗЫ: Клаас-Сооткин-Тиль - Отец-Мать-Сын - Святая Троица Вселенной.
             КарлV - ФилиппII - Отец-Сын - ущербная троица (без Матери).
             Тиль-Неле-Ламме в детстве и - взрослые - повторение Троицы Вселенной...

     НЕЛЕ (читает Библию на Фламандском): "Все повторяется и все возвращается на круги своя"... Так повторяется и постоянно рождается Троица Вселенной, проходит Свой Путь и порождает новую, юную Троицу, которой предстоит пройти Свой Путь!

      Это видно в самом конце фильма, когда Тиль и Неле встречают самих себя в детстве и понимают, что уже где-то видели их...
      Эта истина говорит устами Неле, когда Тиль и Неле плывут на корабле: "Мне кажется, что все это с нами уже было и опять будет. Я снова буду ждать тебя и опять сожгут Клааса, и опять будут корабли. Мы будем совсем другими, но это будем - мы"...

     А то откровение, которое дано мне, гласит: "Бог все время творит и творит он Самого Себя. Все - планеты, их логосы, человечество - это все лишь ототроды Бога, в которых Он борется с тьмой своей собственной души..."

     Светлая Троица, истинная Троица - Клаас-Сооткин-Тиль борется с ущербной троицей и её властью - КарлV-ФилиппII.

     Бесчувственный и ненормально жестокий с детства ФилиппII, такой чудовищный поступок совершает в детстве, что зритель просто не может не содрогнуться! Он заживо сжигает обезъянку. Даже Карла это возмущает. Но карлик - слуга короля, говорит: "Его Высочество прославится сожжением еретиков."
     Чудовищно. Откуда взялся такой ребенок? От чего он такой? Не от того ли, что растет практически без матери?

     Это видно, что королева не играет никакой роли в воспитании сына. Король, её муж, изменяет ей даже в тот момент, когда она рожает его сына.
     Если вдуматься, королева гораздо несчастнее Сооткин, которая бедна и вынуждена работать всю жизнь, надрываясь ради куска хлеба, но которую любит и которой так дорожит Клаас!

     Очень очень странно, но вся структура фильма говорит об отражениях друг в друге Клааса и Карла, Тиля и Филиппа. Очень странно, но сейчас, пересмотрев фильм "Легенда о Тиле" я вижу, что Клаас и Тиль - светлая сторона Бога-Отца и Бога-Сына, а Карл и Филипп -темная Его сторона, Отодосоторо Вселенной! И темна она потому, что в ней нет Матери!

     Это очень необычно - такое прочтение фильма. Но теперь оно для меня очевидное и единственное. Иначе как божественной природой, нельзя объяснить то, что Тиль и Неле не стареют, что время течет вокруг них, как поток, не задевая их и не увлекая за собой. Нельзя объяснить, что так будет всегда,до тех пор пока Неле будет любить Тиля. Нельзя объяснить их бессмертия. Нельзя понять сожжения Клааса и возрождения его в Ламме! И нельзя объяснить сцену со Странником на дороге, в котором с первого взгляда каждый зритель безошибочно и сразу узнает Иисуса Христа...

     Вот, каков смысл сцены с Иисусом Христом:
     Если Тиль - зеркало народа, одно с ним существо, выразитель всего светлого и стихийного, что в нем есть, в народе, то становится предельно понятна эта сцена:
     Тиль убивает Рыбника. Потом оказывается, что Рыбника убить не так-то просто. И это тоже можно объяснить, почему. Это я сделаю позже.
     Но отныне Тиль становится вне закона и, не желая подвергать опасности Неле, прогоняет её от себя.
     Но Неле не уходит. Она не может уйти, так как она любит Тиля.
     Тогда Тиль обращается к Катлине:
     "Я хочу спасти землю Флпндрскую. Я просил об этом Бога, но Он не услышал меня. Я готов пожертвовать ради этого своей кровью! Помоги мне, Катлина".

     И Катлина помогает. Она дает Тилю и Неле выпить колдовского зелья, чтобы они могли покинуть этот мир и где-то, в неизведанном пространстве, определить свой дальнейший путь.

     Сначала они видят себя на дне какого-то песчанного оврага. Потом они видят умершего недавно короля, который просит у Странника с посохом милости и прощения. Но Странник отвечает: "Нет тебе прощения".

     "Ты умрешь нехорошей смертью, Рыбник".
     Так говорит Клаас перед тем, как взойти на костер. И ему вторят Сооткин и Тиль.
     А в сознании народа звучит: "За то, что Рыбник сделал, он заслуживает не просто смерти, а смерти мучительной и позорной"!
     А Тиль - зеркало народа.
     И у Тиля созревает план создания в человечестве новой религии, которая основана на воздаянии, справедливом воздаянии за грех и на награде за каждое благое дело. Она основана на наказании, а наказание не имеет ничего общего с любовью (Неле).

     НЕЛЕ (о Боге): "Ты - самый добрый, самый щедрый, самый милостивый".

     А Бог без любви превращается в тирана, превращается в Филиппа, который сжигает на костре еретиков. И происходит это только по одной причине: "Пепел Клааса стучит в мое сердце"! Тиль не может простить Рыбника и короля, и костры в земле Фландрской продолжают пылать! Это потому, что Филипп - тоже зерало. Только - темное, в котором отображаются все человеческие пороки. И в котором отражается жажда воздать болью за боль...

     Невозможно по-другому истолковать сцену: Иисус - Странник удаляется по пустой дороге. И вдруг, к нему присоединяется два мужчины. Один - высокий и сильный, с карающим мечом. Другой - маленький и ущербный какой-то, с пустыми руками почему-то...
     Этот маленький человечек так напоминает карлика Филиппа II...
     И это - Бог-Отец, Бог-Святой Дух, Бог-Сын.

     Итак, замысел сформировался. Тиль уходит к людям, оставляя Неле одну. Неле остается ждать его. В человечестве создается религия Отец-Отец-Сын, ототрод Тиля - Спаситель платит за её создание своей кровью (Иисус распят), у человечества есть выбор: не хочешь мучится в аду, не греши! А Неле смотрит на дорогу, по которой идет человек и ведет в поводу осла, у осла на спине - тяжелый крест. На кресте - распятый деревянный Христос...

     Конечно, не все ещё сказано о фильме "Легенда о Тиле".
    
             Продолжение следует...