Фотография

Галина Дейнега
Серый декабрьский день. Дождь льёт не переставая. Из дома и выходить не хочется. Но надо идти. Дела заставляют. Заскочила в троллейбус. Осмотрелась. Есть одно свободное место в конце салона рядом с женщиной, лицо которой мне знакомо. Когда-то мы с ней работала в одной организации. Правда, в разных отделах.

Прошла по салону. Села. Погрузилась в свои мысли.

— Простите, — отвлекла меня женщина, сидевшая рядом. — Мы с вами вместе работали.

— Да. Я помню вас.

И вдруг, неожиданно для меня, женщина заговорила быстро, взволнованно:

 — А я помню и вас, и вашу фотографию. Она ходила по отделам. Все восторгались ею. Вы сфотографировались в день своего рождения. Красивая. Нарядная. С букетом роз.

— Странно, — удивилась я. — Фотографии той уже почти четверть века, а вы помните о ней. — После небольшой паузы я продолжила: — Хорошая фотография. Она стоит у меня дома в рамочке на стеллаже. На видном месте. Кто-то мне посоветовал выбрать свою лучшую фотографию, ежедневно смотреть на неё и обогащаться энергией своей молодости. Я её и выбрала.

— Ой! Мне пора выходить, — забеспокоилась попутчица. — Приятно было встретиться с вами, пообщаться. До свидания!

Женщина встала со своего места. Я пропустила её к выходу. Раскрыв зонтик, она вышла под холодный зимний дождь, а я мысленно ещё долго оставалась в том далёком летнем времени своей молодости.

Домой возвращалась в сумерках. Всё так же хлестал дождь. Было холодно и тоскливо. Хотелось поскорее попасть домой, переодеться, согреться. В подъезде  у почтовых ящиков я столкнулась с соседкой, рассматривающей фотографию.

— Здравствуйте, — обрадовалась та нашей встрече. — Хочу поделиться с вами своей радостью.

Я поздоровалась и остановилась, чтобы выслушать её.

— Вот, — показала мне соседка цветное фото, — спустилась проверить почту и обнаружила в ящике письмо от племянницы. Не удержалась, распечатала. А тут фотография, которую я должна была получить более двадцати лет назад.

Я взглянула на фото и подумала: «Удивительный день! Такой серый, скучный, зимний. И вдруг эти цветные летние фотографии из далёкого прошлого».

— Мои родные люди... Мой родной дом, — глядя на фотографию, с глубоким чувством продолжала соседка. — Так получилось, что я уехала в Крым, а родители и младшая сестра остались на Кавказе. Они сфотографировались у своего дома, хотели выслать мне эту фотографию. Подписали, а выслать не успели. Перестройка. Развал страны. Я и мои родные оказались в разных государствах. Начались военные действия. Вы же понимаете, Кавказ... — Она тяжело вздохнула, немного помолчала. Потом: — Нет уже в живых ни родителей, ни младшей сестры. Всё в прошлом. А вот сегодня, в такой дождливый зимний день, получила я эту фотографию и словно вернулась в то далёкое лето. Стало тепло, хорошо.

— Да, — подтвердила я. — Такое вполне возможно.

— Видите цветы в палисаднике? У нас были удивительно красивые цветы.

Соседка погрузилась в воспоминания. Я понимала, что ей, одинокой женщине, просто необходимо выговориться, а воспоминаний у неё, как и у каждого пожилого человека, хватит на целый роман. Мне же хотелось поскорее попасть домой. В тепло, в уют.

— Извините, — прервала я соседку. — С удовольствием послушала бы вас, но мне домой хочется. Сумка тяжёлая. Всё мокрое.

— Да, да. Это уж вы, пожалуйста, извините меня, что задерживаю вас.

Я попрощалась, стала подниматься на свой этаж, но невольно остановилась и оглянулась. Соседка всё так же с улыбкой рассматривала фотографию, на её лице было написано удовольствие, и она показалась мне намного моложе своих лет. Так бывает, когда человек переносится в прошлое и с волнением испытывает это изысканное чувство омоложения.

Вот я и дома. Сбросила промокшую одежду, сменила обувь на домашние тапочки и, проходя мимо стеллажа, невольно задержалась у фотографии моей молодости.
Мгновение жизни, запечатлённое в кадре. И в это мгновение можно возвращаться!
Глядя на эту мою фотографию, многие вслух произносят только одно слово: «Красота!»

Цвет карих глаз удивительно гармонирует с цветом волос, уложенных в аккуратную причёску. Нежно-голубое платье служит прекрасным фоном для алых роз.

Основными факторами, определяющими красоту женского лица, как установили канадские учёные, являются расстояния между зрачками глаз и между глазами и ртом. Красота лица на моей фотографии определяется не пропорциями, а моим душевным состоянием, наполнившим лицо задумчивой мечтательностью, а взгляд ожиданием чуда. День моего рождения. Поздравления, подарки, сюрпризы, волнения, приподнятое настроение, радость. Сердечная радость, которая возникает не столько от желания получать дары, сколько от стремления поделиться своим душевным теплом. А это и определяет ту внутреннюю красоту, которая подобна аромату распустившихся цветов.

По мере ухода лет пропадают многие подробности, но остаётся главное, которое у нас не отнять. Это страницы нашей жизни. И мысленно их можно прожить снова и снова.

За окном унылый пейзаж... Вам грустно? Полистайте семейный альбом. Машина времени есть! Она в нашей памяти. Свою особую роль здесь играют фотографии, возвращающие нас в счастливые дни молодости...