Мама пекла хлеб партизанам

Александр Васильевич Стародубцев
СУПРУГИ СУРИКОВЫ

В любом стечении народа их заметишь сразу и сразу узнаешь. Элегантный пожилой мужчина и миловидная женщина -- это супруги Суриковы. Сорок лет идут они вместе по дороге жизни. Идут уверенно и достойно. Уже и дети выросли, и внуки подрастают на гордость родителям и на радость бабушке с дедушкой.

Габерова Валентина Александровна родилась в декабре 1937 года в деревне Малахово, Ново - Сокольниковского района, Калининской области. В семье крестьян - Александра Тимофеевича и Анастасии Архиповны.У Вали есть старшая сестра - Антонина и младший брат - Василий.

Мирную жизнь хлеборобов нарушила война. Отец ушел на фронт в первые дни войны и сразу же стал участником жестоких боев с превосходящими силами врага. Больше никаких писем они от него не получили...

В Малахово оккупанты ворвались во второй половине дня. Всех жителей деревни вывели из домов и согнали в сарай. Началась сортировка. Стариков и многодетных женщин отпустили по домам. Молодежь грузили в машины и под конвоем отправляли в Германию.

Оставшихся жителей  гнали на хозяйственные работы. Держали строго. За малейшее опоздание, били розгами. И так целый день. На ночь оккупанты прятались по избам.
Ночью в деревню приходили партизаны. Негромко стучали в окошко и тенью проскальзывали в избу.

Приходили и к Габеровым. Просили помочь. Мама помогала. Выпекала хлеб. Сколько могла успеть одна русская печка, не вызывая подозрения у оккупантов. А на следующую ночь хлебушко был уже в отряде у партизан.

Когда отряд уходил в поход и нужно было сделать достаточный запас продуктов, крестьяне отгоняли скот на лесные заимки и болота, куда немец боялся сунуться.
Помогать можно было бы и активнее, но мешали полицаи. Отрепье всех мастей собирали немцы в отряды и за жалкие подачки заставляли следить за крестьянами.

И хотя их были единицы, вред от них был большой. Целыми днями шныряли они по деревням высматривая и вынюхивая любые улики какие могли обвинить человека в помощи партизанам.
Отдельные злыдни чинили над местными жителями жестокий произвол. А одного из крестьян оккупанты казнили.

Иван Иванович Суриков родился в марте 1936 гда в городе Торжке. Отец его, Иван Васильевич служил инженер - лейтенантом железнодорожной службы. А мать, Анна Ивановна, управляла все домашние дела. У Вани были старшие брат и сестра и младший братишка.  Жили они на Пролетарской улице. Детство запомнилось счастливым и безоблачным. Так было до войны.

Над гордом фашистские самолеты появились в средине октября. Ночное небо еще более потемнело от стаи хищников. Бомбили цеха заводов, корпуса фабрик, железнодорожный узел, старались перебить и искалечить всех жителей города. Вой падающих бомб, грохот разрывов, рев самолетных двигателей, все смешалось в жуткую какофонию разрушения.

Горели дома и целые улицы. Копоть и чад пожарищ поднимался над городом зловещими рваными столбами. Люди выбегали из домов, метались по улицам, пытаясь вырваться из этого чудовищного пиршества смерти. И кому удавалось, бежали прочь от родного пристанища, хоронились по оврагам,  не достигая канав, заживо валились с ног посреди проездов.

К рассвету налет прекратился. Люди вязали в узелки самое необходимое и уходили в ближние и дальние села. Город пустел, словно вымирал.
Семья Суриковых пешком добиралась до города Рыбинска. Жители деревень, через которые шли беженцы, относились к ним с сочувствием. Пускали на ночлег, делились пищей. Из Рыбинска в товарных вагонах добирались до Оренбургской / 1937 - 57гг..  Чкаловская / области.

 Пережив зиму в чужом, непривычном месте, натерпевшись неустроенности и лишений, вернулись домой. От дома остались только стены, остальное было разорено. Пришлось обживаться заново.

Через полтора года Советская Армия освободила деревню Малахово. Жителей деревни вывезли на машинах в деревню Редькино, Вышневолоцкого района. В заброшенном складе поселили три семьи. Жить и выживать беженцам пришлось, чем Бог пошлет и соседи поделятся. Все силы страны тогда были брошены на обеспечение фронтов. Там решалась судьба всех. В довершение всех бед, умер младший братишка Вася. Валя осталась с мамой и сестрой втроем. Мама ходила на работу в колхоз. Сестры управляли домашние дела.

Зарплату тогда в колхозах не платили и им приходилось перекапывать картофельное поле. Собирать мороженые картофелины. На этом можно было продержаться какое-то время. Весной на некоторых полях прорастали хвощи. Их пестики были съедобны. Летом собирали ягоды и грибы.

А самым памятным гостинцем той поры Валентина Александровна считает кусочки жмыха, какие доставались ей на ее маленькое детское счастье. Жмых -- это остатки подсолнуха, после выдавливания из него масла. Твердая, темная, полукаменная масса. Одно слово -- выбой.

Как в нынешней жизни представить, чем спасались от голодной смерти дети войны, если остатки корма для скота, казались им редким лакомством?..

Туда же в Редкино пришло извещение о том, что их отец во время боя пропал без вести. Им выдали немного денег. На эти деньги они купили старенькую в два окна избушку. Соседи помогли покрыть крышу соломой. Стало можно жить. И еще они завели козу. Появилось свое молоко. Так они жили до Победы.

Что пришлось испытать и пережить в годы войны -- Иван Иванович рассказывает скупо. По его заскучавшему лицу видно как не хочется ему бередить трудно заживавшие ушибы, ставшие рубцами о которые при новом воспоминании ранится душа.
Всякого лиха пришлось хлебнуть полной мерой. Понадобилось парнишке и скот пасти. И за эту работу он каждый день получал литровую банку молока. И еще помогал сделать многие дела в огороде.

Время было суровое, а мальчишки оставались мальчишками. Как ни морила их голодом война, а все равно гоняли во дворе скрученный из тряпок мяч. Футбольным его не назовешь, но все же ... А еще лапта. Зимой коньки да санки.

Научившись грамоте, Ваня много читал. Его тянуло к знаниям, все было интересно. Тогда и начал он собирать библиотеку. Стал пробовать перо, составляя краткие повествования. С 1952 года юный корреспондент газеты : " Знамя Коммунизма", "Маяк Коммунизма ". С 1959 года рабкор.

Окончив среднюю школу № 35, ныне Гимназия № 7, Иван Суриков стал студентом Калининского Педагогического института.
Окончив третий курс, ребята узнали о направлении студенческого отряда на целину. Написали заявления и не находили себе места от тревог и терзаний -- вдруг не зачислят? Зачислили. Зачислили за хорошую успеваемость, дисциплину и общественную активность.

На целину ехали в товарных вагонах на деревянных нарах. Их привезли в один из южных районов Омской области. объяснили, что хлеб растет не только в северных областях Казахских степей, но и на юге России. А целина там, где нужнее их пламенные сердца и крепкие руки.

Пламя молодых сердец пытались потушить бесконечные дожди. Тогда их поставили на силосование кукурузы. Возили грузовиками и вилами разгружали в траншеи. Вкалывали как одержимые. Вскоре ладони покрылись кровавыми мозолями. Топтали силосную массу босыми ногами.

Работали от темна до темна. Вечером, вернувшись с работы, валились вповалку. Немного оклемавшись, садились ужинать. На другой день все повторялось.

Пока работали на силосе, дожди прекратились и комбайны вышли на уборку пшеницы.
 Укос  сушили на погоде, чтобы меньше томить на току. Но и на току, на сушке зерна, работы хватало. Зерно провеивали и везли засыпать в амбары.  Работа была тяжелая, но ребята свою бригаду не подвели. А их бригада заняла первое место в отряде.

Домой возвращались в новеньких пассажирских вагонах. На заработанные деньги Иван Суриков купил первый в своей жизни костюм.
После окончания института Иван Суриков пять лет работал воспитателем общежитий треста Калининстрой.

Радио в деревне Редкино не было и о Победе над фашистами крестьяне узнали на другой  день 10 мая. люди выходили на улицу, собирались кучками. Скоро сошлась вся деревня. Наконец-то победа. Дождались. Одни плакал от счастья. Другие оплакивали погибших отцов, детей, мужей, братьев. Другими оказалась вся деревня...

В школу Вале пришлось ходить в другую деревню. За семь километров. За семь лет двенадцать тысяч двести пятьдесят километров. Это же без малого треть экватора Земли надо прошагать детям за семь лет. Мыслимы ли для детей какого-нибудь другого народа такие испытания, какие выпали на долю наших детей войны...

Закончив семилетку, Вале не довелось продолжать учебу. Мама была не в силах поднять двух учениц. Старшая сестра еще не закончила среднюю школу и Валя пошла трудиться в колхоз.

В 1959 году Валентина поступила учиться в Калининскую Техшколу Стройиндустрии. В 1960 году начала работать лаборантом на комбинате ЖБК в городе Торжке, с которым рассталась, выходя на заслуженный отдых в 1993 году. Лаборант. Мастер. Начальник ОТК. Таков трудовой путь Валентины Александровны на комбинате.  Путь этот отмечен почетными грамотами и знаками трудовой доблести.

На работе она дорожила не только своими успехами, ее беспокоили и радовали итоги работы их бригады, смены, цеха. Комсомольцы доверили ей быть комсоргом, а коммунисты -- секретарем парткома комбината.

Успехом коллектива она считала не только тонны раствора и кубометры железобетона. Не менее важно для нее было: в каких условиях трудятся рабочие, правильно ли им оплачивают труд, как обеспечены жильем, хорошо ли подготовлен концерт к празднику строителей, куплена ли форма спортсменам, все это малая часть забот секретаря парткома.

И она достойно эти проблемы разрешала. А когда не хватало собственных сил разрешить тот или иной произвол начальства -- шла в Горком партии. Валентина Александровна не помнит случая, чтобы там не помогли разрешить проблему.

 Слушая неторопливый рассказ этой женщины, подумалось -- кто и куда сейчас пойдет хлопотать, чтобы помочь человеку труда?

В 1964 году Иван Иванович свое творческое увлечение журналистикой превратил в профессию, приступив к работе литературного сотрудника газеты:" Маяк Коммунизма ". Через полгода его назначили заместителем редактора, а с 1970 года Иван Иванович работал ответственным секретарем газеты. Сейчас он на заслуженном отдыхе, но творческое перо не засушил. Иван Иванович плодотворно трудится специальным корреспондентом городской газеты: " Торжокская неделя ".

Самым главным пожеланием в жизни супруги Суриковы считают -- чтобы на нашу Родину никогда не наплывала черная тень новой войны. И еще -- от всей души желают, чтобы люди стали добрее, терпеливее и внимательнее друг к другу.