Отстать от судна

Александр Моржов
   - Вам  не  приходилось отставать от  поезда?
  Мне  самому  нет, а  вот  моим   друзьям  приходилось. Ничего  хорошего в  этом  нет, особенно , если  ты  остался  на  перроне  в  одних  спортивных  штанах , да  ещё  без денег и документов , которые  безмятежно  поехали  дальше. Обычно  такая  беда  нападает  на   расслабляющихся  в  дороге   мужиков, бросающихся   на  стоянках  в  поисках  горячительных  напитков для  опохмелки.  Ну  что  же, эта  беда  расписана  в   железнодорожных  инструкциях, ознакомьтесь  с   ней    перед   дорогой  и  всё  будет  нормально.
    Отстать от  самолета  без  денег  и   документов  просто  нереально. А  что  будет,  если   отстать  от  морского  судна, да  ещё  в  загранице? Бывает  иногда  и  такое...
   
   Саша  Жуков, молодой  вахтенный  моторист, сегодня  проснулся  часов  в  двенадцать  утра  в    прекрасном  настроении. В  широко  распахнутый   иллюминатор  настойчиво  пробивалось   чудесное  и  яркое   июньское  солнышко, врывался  беспокойный   шум   работающего  портового  крана ,а  также   запах  свежей   древесины , исходящий   от   пиломатериалов, выгружаемых   из  трюма    на   местный   причал.
   Саша  высунулся в  открытый   иллюминатор. За  небольшой  территорией  причала   хорошо  проглядывалась  свежая  зелень  бесконечных  полей . В   этот  маленький  голландский   городок , под  названием  Делфзейл ,  судно  пришло  вчера  вечером   и   Саша   надеялся , что  уж  пару  то  дней  они  здесь  простоят. Идти , правда,  здесь  было   некуда,  покупать  тоже  было  нечего, но плохая  стоянка   в   загранице   всегда   лучше, чем   болтание  по  морю. Народная  мудрость. Ведь  валюта то все  равно  капает  и  суточные  растут!
    Саша  быстренько  встал, оделся   и   заторопился   на   накрытый  в  кают-компании  шустрой  буфетчицой   Оксаной   судовой   обед.  До  начала  своей  вахты с  третьим  механиком , оставалось  ровно  четыре  часа  и   он   рванул  в  подсобку, что  находилась  в   кормовой   части  судна. Там  стоял   новенький    велосипед,  приобретенный  недавно  на   судовые  «спортивные»  деньги,  как  спортинвентарь.  Саша  занимал  на  судне  почетную   общественную  должность   физорга   и   отвечал  за  все  хранившиеся  в  маленькой  подсобке  мячи, гантели, шахматы  и  даже  старую, двухпудовую гирю, которую  никто  никогда   не  забирал. А  велосипед  он  сам  и  покупал  в Калининграде.
   
    Не  встретив  никого  на  палубе, так  как  все   ушли   на  обед , Саша  тихонечко  выкатил  своего  железного  красавца  и    спустился   с  ним  по трапу  на  берег. На  причале   всюду   лежали    выгруженные   высоченные   пакеты   с   архангельскими   экспортными  досками . Докеров на  причале тоже  не  наблюдалось, видимо  и  они  тоже  обедать  ушли.
    Выкатив  на  причал  блестящий  на солнышке  велосипед,  Саша  уверенно  оседлал    его  и   покатил, от   души  нажимая  на  педали и  быстро  отрываясь  от  причала. Выехав  из   маленького,  никем  не охраняемого порта,  на  просторное   шоссе, он  помчался   вдоль   бесконечных,  зеленых  и   низеньких   голландских  полей,  подгоняемый   попутным   морским    ветерком.  Встречные  машины  почти  не  попадались. Красота!
    До  вахты  было  ещё  долго  и   бесшабашный  морячок  укатил   довольно  далеко. Вдоволь  накатавшись , Саша  повернул   обратно. Выбрав  тихое  и  живописное  местечко возле  какой  то  зеленой  рощицы,  он   не  спеша  позанимался  там  гимнастикой. Саша  даже  вспотел от  непривычной нагрузки, но  был  страшно доволен. И   только  приближаясь  обратно  к  порту,  Саша   осторожно    подумал :
  -  Только бы  первый  помощник  меня  не заметил, когда  буду  с  великом  по  трапу подниматься!
   
   Все  таки , в  в  том   далёком  1986 году , только  по  трое человек  с  судна  и  отпускали  в  увольнение  на   заграничный берег, да  ещё  под строгую  ответственность  назначаемого  первым  помощником  старшего  группы!  Ещё  жив   был  СССР, строго  было с   дисциплиной  на  судах  загранплавания.
   Но  неопытная  и  молодая  Сашина   душа   не  могла  остановиться   перед  соблазном  прокатиться  по  ухоженной  Голландии на  новом велосипеде. Он   на  прошлой стоянке  уже  хорошо  покатался  в  немецком порту  Эмден   и   всё  там  прошло  тихо. Нужно  же  когда то  ему  и  спортом  заниматься!
   - Если   увидит  меня  сейчас  "помпа",  скажу, что  просто  дал  маленький  кружочек по порту , проверить , как  тормоза   работают - безалаберно   решил  Саша   на    въезде   в   порт.
 
    Каково  же  было  его  изумление, когда  он  обнаружил , что  родного  и    красивого   теплохода  "Вологдалес"  у  причала   просто  нет!  Для верности  Саша  покружил  ещё  несколько кругов   вдоль  небольшого  причала . Пустота!  Рядом, на соседнем причале, стояло   какое то  местное   суденышко, да  оно  и  раньше  там  стояло.  Канал , по которому  их  судно  пришло   вчера   со  стороны  Северного моря,  тоже  был  девственно чист , на  горизонте никого  не  наблюдалось.  И  когда успели  уйти?!
   
    Только  теперь  до  двадцатилетнего моряка  дошло , что  он остался  в одной   майке , в   чужой  стране.  Местного  языка,  да  и  никакого  другого , кроме русского и  матерного, он не знает.  Денег  и  документов  при  нём  тоже  не  было.Красота.
    Причал   уже   был  свободен  от   выгруженных  лесоматериалов, их  немного  и  выгрузили   здесь ,расставив  всё  в  один  ряд. Видимо, в другое  место  судно  отправили   выгружаться, да  вот Саше то  вот об этом  не доложили!
    Не заметив  на   причале  никаких   местных  докеров, он  примостился  возле какого то  чахлого деревца, как брошенная собачонка,  и  стал думать , что же  теперь  делать  дальше.
   
   Идти  в  полицию?  Какой стыд и позор! На весь СССР  прогремит, да ещё  визы  лишится, а то и в тюрьму  посадят.  А   что  ещё   в  полиции  с  ним сделают?  Отдадут в  лапы  каких - нибудь  " цеэрушников", а  те   начнут   его   провоцировать , чтобы  он  Родину предал!
    Юный  моряк совсем  расстроился   и  уже  чуть не плакал ,представляя  себе самые  жуткие  финалы  своего  чрезвычайного  происшествия.  Прошло  полчаса.  Хорошо, что хоть не холодно  было сейчас на улице, а то ведь  в  одной майке и  шортах  быстро  замерзнешь
    В это  время  на  причале  появился   какой  то  местный  мужичок  среднего  возраста, видимо  портовый  работник.  Увидев, что  голландец  приветливо, но  внимательно  посматривает   в  его  сторону, Саша  быстро   встал , уселся  на  велосипед  и  невозмутимо  покатил  от  голландца в  противоположную сторону.
   - Буду ездить  туда- сюда,  пока  ночь не наступит, а там видно будет-  решил   моряк.
   
   Голландец  никак  не среагировал на Сашин отъезд, видимо  у него были  здесь свои дела. Саша  снова  выехал  из  порта  ,покатался  ещё  по  шоссе,  потом  вернулся, покружил  вдоль  разгруженных  пиломатериалов, отдававших   запахом  родных  северных  елок.  Себя  он в  эти  минуты ,как  только не ругал. Ему  казалось ,что  жизнь  его  закончена  и  загублена. По  времени  уже  началась его  судовая  вахта.
    А  между тем,  на  причале  опять  появился  тот же  самый  голландец , который  теперь уже  решительно  направлялся  прямо  к  Александру.
   - Ну  что ,вот и  всё, пора сдаваться!- подумалось  Саше  и  он  покорно слез с велосипеда.
   
    Голландец  неторопливо  подошел  к   притихшему  Саше  и  что то  начал   на своем  языке  быстро  говорить  , одновременно  выразительно  показывая  правой  рукой  в сторону  канала.  Саша   оглянулся  и ... увидел  в  далёкой  синей  глади  канала  такие  знакомые  ему  контуры  возвращающегося судна!  Судно всё  увеличивалось  и  неуклонно  приближалось к  берегу.
    Вернулось оно  таки  за   своим  непутевым  мотористом, спасибо третьему механику  Парфёнову - тот  сразу  забил тревогу, выйдя один  на  вахту!  Ну и  после  безрезультатных  поисков на  судне, пришлось  капитану связаться  с  берегом  насчет  своего возвращения...
   
    Вскоре  к  Саше   подходил   ещё  один  портовый работник , приветливо улыбаясь. Он уже   шел   пришвартовать  возвращающийся  корабль. И  за  это капитану  ещё   придется  хорошо заплатить!
    Конечно , в   финале   происшествия  был  у  Александра   серьёзный  и  неприятный    разговор  с   капитаном , а   потом  и  с  первым  помощником , а  потом  и  со  старшим механиком -"дедом" , которые  все  проходили   на  весьма  повышенных тонах, а  потом  долго  пришлось   ещё  писать  объяснительную, как  это  он  один  остался  в  чужой  стране...
   К   велосипеду   Саша   больше  на  этом  судне  не  приближался. Но  всё  таки  ему  повезло  на  своих  судовых   начальников – простили   в  итоге  парня  опытные  моряки , не  сдали   и   не  выгнали  его  с   моря, а ведь  могли. 
   Может,  шума  лишнего  не  хотели  делать, но  молодого  человека  пожалели. До  сих   пор  он  по  дальним  морям  бороздит. Теперь  уже  сам  старшим  механиком  ходит.
   Да, все  таки   лучше  не  отставать  в  пути  от своего  транспорта, каким  бы  он  не  был!

                2012г