Ну, дядь Саша, погоди!

Александр Николаевич Тихонов
НУ, ДЯДЬ САШ, ПОГОДИ!
                Александр  Тихонов

       Человеку, как известно, для нормального физического состояния необходимы определённые физические нагрузки. Без них у него развивается комплекс физической неполноценности. Наша жизнь и труд всё более приобретают формы, исключающие такие нагрузки: механизация, автоматизация, компьютеризация... Мы всё меньше двигаемся и всё вкуснее кушаем. О таком явлении как гиподинамия заговорили давно и не без оснований. Гиподинамия — беда современного общества.  Соединённые Штаты Америки наиболее преуспели  в прогрессе, и не зря их называют страной толстых людей. Мы от гиподинамии страдаем меньше, но всё же проблема существует. Кто понимает, тот старается её решить, и каждый решает по-своему. Почетный гражданин города Абазы Валентин Герасимович Степанов, например, занимается ходьбой, чуть ли не ежедневно делает пеший круг по городу и его окрестностям, насчитал по километражу уже пеший переход до Красноярска и обратно. Я тоже стараюсь в зимнее время  (летом нагрузок хватает) заниматься лыжами. Расскажу о житейском случае, произошедшем в 1988 году, случае связанном, как мне кажется, именно с гиподинамией.
Жил я тогда в Златоруновске Ужурского района, работал в котельной, которая работала на дизтопливе. Кругом автоматика. Физических нагрузок — ноль. И вот в одну из декабрьских суббот я погрузил лыжи в «Москвич» и поехал в деревню Кутузовку, что в трёх километрах от Златоруновска под горой Плетнёвкой. В деревне я хотел прихватить с собой двоих своих племяшей Лёшку и Витальку - ребят двенадцати и десяти лет. Лёшка полный, ему бы сбросить с пяток килограммов или больше, Виталька наоборот тощий, почти испитой, ему бы прибавить кило с пяток. Но они оба заядлые телезрители, как засядут к экрану -  пушкой не отгонишь. В те годы телевизионщики щедро подкидывали на экраны детские развлекательные программы, особенно по выходным.
----  Лёшка, Виталька, поехали в третий лес, побегаем на лыжах, - попытался я оторвать их от экрана, когда прибыл в Кутузовку.
В ту зиму снег выпал поздно, его было мало, только там, в пяти километрах, в третьем лесу можно было походить на лыжах, покататься на санках.
----  Дядь Саш, ну погоди, - отмахнулись от меня ребятишки. Всё внимание их было на экране. Показывали четырнадцатую серию мультфильма «Ну, погоди!», и я не понял, то ли они меня просили погодить, то ли объясняли, что показывают на экране. Я понял другое, что их не вдруг-то сейчас оторвёшь от телевизора. Но я решил всё-таки расшевелить племяшей.
----  Это что за мультфильм такой «Дядь Саш, ну, погоди!».
Парни с трудом оторвались от экрана. Моя шутка дошла до них не сразу, но они на всякий случай улыбнулись и вновь уставились на экран.
Я просмотрел субботнюю программу: «Ну, погоди!», «Ералаш», «Снежная королева»... С утра до вечера ни одно так другое. Если не пойти на хитрость, парней от экрана не оторвать.
----  Тащи, тащи их на улицу, - поощряла мои действия мать ребят, сестра моей жены.
Я прошел на кухню, перемигнулся с ней и вывернул  под счётчиком электрические пробки-предохранители, причём вывернул так, чтобы они остались на месте, но потерялся контакт. Экран погас. Из зала раздались возмущённые возгласы ребят.
----  Ну, вот как раз и свет вырубился, - сказал я. - Поехали. Пока линию налаживают, мы накатаемся.
Но парни были ушлые, кинулись к счётчику. Пробки были на месте. Делать было нечего, под моим и материным напором медленно, но они оделись и вышли на улицу.
----  У нас лыж нету, - пытались отвертеться парни.
----  Санки возьмите. Что вы как старые дедушки засели дома? - стыдил я ребят. - В школе сидите, дома сидите. Ты совсем растолстеешь, - кивнул я Лёшке, - а ты засохнешь, - подковырнул Витальку.
Я спешно усадил парней в машину, чтобы они не успели рассмотреть в соседних домах светящиеся экраны и увёз в лес. Морозец стоял изрядный, где-то градусов под двадцать, но ребята быстро разогрелись. Плетнёвка здесь была крутой, и лыжи и санки летели до самой будённовской дороги, аж километра на полтора. Ребятишки досыта накатались, вывалялись в снегу, раскраснелись, но, умаявшись, забились в машину и оттуда канючили:
----  Дядь Саш, поехали. Дядь Саш? Снежная королева скоро начнётся.
----  Эх, дедушки! -  вздыхал я укоризненно, продолжая колесить между берёз.
Но ребята так же быстро замёрзли, и пришлось возвращаться в деревню. Я был недоволен, и ребята, видя это, молчали.
----  Прокиснете ведь, - укорял я их. - В вашем возрасте мы с ребятнёй, бывало, на весь день уходили на реку или в лес.
----  Тогда телевизоров не было, - ввернул Лёшка.
----  Но ведь прокиснете же!
Крыть было нечем, ребята промолчали.
----  Свет включили? - был их первый вопрос, когда они переступили через порог.
----  Я не знаю, - ответила мать. - Вон дядя Саша пусть проверит.
Парни почувствовали подвох, смотрели на меня вопросительно.
----  Сейчас посмотрим, - Я загадочно улыбнулся, щелкнул выключателем. - Нет, ещё не включили.
----  А может пробки перегорели? - спросила мать.
----  Сейчас посмотрим, - опять усмехнулся я.
Я вывернул пробку, покрутил её перед глазами, снова ввернул, и свет зажегся.
Парни возмущённо загудели.
----  Вы пробки вывернули... - упрёк был адресован матери.
----  Иначе вас не выкуришь из дома, - ответила она.
----  Ну, дядь Саш, погоди! - пообещал более смышлённый Лёшка, расплываясь в широкой улыбке. Всё-таки он остался доволен вылазкой на природу. Поту потерял много, а с ним и лишнего веса. Виталька порозовел, глаза заблестели. И ему поход пошел на пользу. Он с вожделением поглядывал на стол, где горкой в большой чашке румянились субботние постряпушки.
Февраль 2002г.