предисловие к рассказу Валаамский Рафаэль...

Матрена Кошечкина
Дорогие друзья, отсутствие откликов на этот рассказ навело меня на мысль, что он, возможно, не вполне понятен многим.Я достаточно долго занималась историческими изысканиями по этой теме: изучала архивные документы,научную и публицистическую литературу. В конце-концов я так прониклась судьбой иеромонаха Алипия, валаамского иконописца, что очень захотелось рассказать о нем как можно большему числу людей. Все-таки не каждому художнику удается узнать при жизни о том, что создал чудотворную икону.
Форму рассказа - беседа с возможным очевидцем - подсказал мне один эпизод из повести И. Шмелева "На скалах Валаама", где автор беседует с неизвестным иноком о валаамском монахе-иконописце ( там, безусловно,  имеется ввиду будущий иеромонах Алипий, а в тот момент инок Алексей Константинов ). Монах утверждает, что лучший валаамский иконописец уходил с Валаама из гордости, обидевшись на игумена Ионафана после одного нелицеприятного разговора с ним. Однако, архивные документы свидетельствуют о совершенно другом:инок Алексей хотел перейти в один из монастырей Ярославской епархии по причине серьезно пошатнувшегося во время учебы в Петербурге здоровья.С просьбой отпустить Алексея обращался к игумену сам обер-прокурор Синода Победоносцев ( через секретаря), но у игумена Ионафана были другие планы. Инок Алексей вернулся на Валаам и принял участие в создании Валаамской живописной школы, в которой обучались и трудники и монахи монастыря. Затем он вместе с учениками создал образы для двух иконостасов нового Спасо-Преображенского собора, а также выполнил некоторые росписи на стенах.В 1893 году рукоположен в иеромонахи с именем Алипий( в честь первого русского иконописца Алипия Киевопечерского).
Чудотворная Валаамская икона Божией Матери ( прославлена уже в наше время)  написана в 1878 году, когда самому иконописцу было еще только 27 лет. Он действительно писал этот образ только в то время, когда монахи в соборе пели акафист Божией Матери. Затем  икона на какое-то время затерялась в монастыре, пока ее не обнаружили благодаря усилиям паломницы из Петербурга, которой образ Валаамской Божией Матери был явлен во сне, как путь к излечению от болезни ног.После усердной молитвы перед вновь обретенной иконой, женщина излечилась от своей болезни и , узнав иконописца,поклонилась ему земным поклоном.
Иеромонаху Алипию пришлось также писать список со своей иконы. Сейчас оригинал находится в Финляндии, а список у нас на Валааме. Список  написан в 1901 году,  и в этом же году иеромонах Алипий умер в день своего Ангела, как сказано в метрических книгах монастыря "от ожега". Никаких пояснений странной причине смерти Алипия не обнаружено ни в одном из архивных документов. Об этом ничего не сказано даже в дневнике игумена Гавриила,в котором он вел очень подробные записи о жизни монастыря.
Могила иеромонаха Алипия находится на братском кладбище Валаамского монастыря . На могильном камне до сих пор присутствует надпись, приведенная в рассказе. Работы знаменитого валаамского иконописца можно увидеть на стенах  Спасо-Преображенского собора, но иконы его в основном находятся в Финляндии, куда ушли монахи вместе со всем скарбом во время русско-финской войны 1939-40 г.
Все сведения об игуменах Валаамского монастыря, о строительстве собора и архитекторах, соответствуют историческим документам. Рассказ сочиненный, но все факты, приведенные в нем, являются исторически достоверными.
Итак, дорогие читатели, я прошу прощения за некоторую корявость изложения. Однако, все, что касается фактов и эмоций, написано честно и искренне.