Сказания дальневосточных аборигенов

Виталий Туманов 2
УДАЧА ДА БЕДА РЯДОМ ХОДЯТ
*******************************
Эвенкийская сказка.
*******************************
  Однажды мне довелось рыбачить в компании эвенков.
Снасти у них были примитивней моего спиннинга, зато
в союзе с опытом значительно уловистей. К тому же
для эвенков, которых в старину называли тунгусами,
река Тунгуска - их мама родная.
   По вечерам в землянке за чаем из берёзового гриба
чаги и каких-то сушёных трав мы коротали время, рас-
сказывая сказки и всякие рыбацкие байки. Я не упустил
случая и при свете масляного фитилька записал показав-
шиеся мне наиболее интересными. Вот одна из них -
про самую длинную и тёмную ночь в году.
         **********************************
   Юный охотник Горпаньди отправился верхом на олене в тундру проверять настороженные петли на песцов да лисиц. Старики его отговаривали перед дорогой: плохое выбрал для охоты время - самый короткий зимний день Непроницаемая ночная мгла -губдинга - стремительно окутывает тундру. Да так плотно, что путеводная звезда
Улгэн совсем исчезает в небе.
   Но Горпаньди твёрдо верил в свою удачу. Он гордился именем, полученным в честь деда, который, как рассказывают, победил злых духов,
намеревавшихся отобрать у него сына. Поэтому юноша думал, что он храбр и смел, как дед. И беспечно распевал, погоняя олешка:" Еду я зверовать.
Олень хрустит копытами. Крепкая дорога, хороший наст...". Но вскоре утомлённый ездой уснул, Да так крепко, что когда открыл глаза, вокруг
было темным-темно, он даже не видел под собой неподвижно стоявшего оленя.
   "Так вот ты какая, губдинга!"- опасливо подумал Горпаньди. Он словно ослеп и потому не решался сойти с оленя.
   Вдруг в потьмах, словно два горящих уголька, засветились глаза песца. Да так ярко, что охотник приметил ременную петлю на его шее.
   -Я не обычный зверь, а дух тундры -кинза,- произнёс песец,- Умею творить любые чудеса, но не могу выпутаться из твоей петли. Освободи меня и за это я исполню два твоих желания. За одну услугу - две! Ты подумай и реши.
   "Велик ли прок с одного песца",- подумал юноша и снял петлю с шеи зверя. Потом сказал:
   -Пусть мой олень станет таким большим, чтобы смог перенести меня очень быстро в стойбище нашего племени.
   В тот же миг Гораньди очутился на огромной, как сопка, оленьей спине. И сразу увидел высоко в небе звезду Улгэн. Рогач помчался ей навтречу летучими прыжками. И вот уже седок заметил далеко внизу угданы (постройка из жердей, покрытых лиственничной корой. Прим. авт.)
своего стойбища. В морозном воздухе колыхался дым костра, к которому сбегались люди, удивлённо разглядывая необычного оленя. А тот наклонил голову, и юноша по рогам ловко спустился вниз.
   -Горпаньди! Где ты пропадал, Горпаньди? Как раздобыл такого огромного оленя?- восхищенно расспрашивали родичи, окружив и тормоша парня.
   А тот сразу принял важный вид и стал хвастаться:
   -Вот какой я удалой да удачливый охотник! Поймал самого духа тундры кинзу. Он дал за свою жизнь выкуп. Теперь у меня самый большой в мире олень.
   Тем временем большой олень разогнал стадо своих малых собратьев, добывавших из-под снега ягель. Огромными копытами он взрыл сугробы до самых дальних сопок, поедал вкусный мох. Пробил лёд на озере и выпил из него воду до самого дна.
   Встревожились люди: "Беду привёл из ночной губдинги хвастливый мальчишка!". Собрали родовой совет - сагдагул. Стали упрекать Горпаньди. Не удачу, а беду ты привёл в стойбище.
   Гордый юноша обиделся, что не признают его великим охотником и хотел удивить родственников вторым чудом: по колдовству кинзы стать самым-самым большим человеком под стать самому-самому большому оленю. Но, посмотрев в мудрые глаза старейшин рода, устыдился своего легкомыслия. И поспешно, чтобы не передумать, крикнул:
   -Кинза! Пусть мой олешек снова станет таким, как прежде!
   И тут подбежал к юноше его обыкновенный олешек. Вслед за ним в тундре кудрявыми нитями ягеля затягивались раны, нанесённые острыми копытами. В полынье озера снова появилась вода, которую мороз для сохранности быстро спрятал подо льдом.
   И сказали Гораньди мудрые старейшины:
   -Ты преодолел в себе опасную гордыню, а потому достоин дедова имени и, наверное, станешь великим охотником.
            ***************************************