Благородного пастуха дочь

Мири Ханкин
                БЛАГОРОДНОГО ПАСТУХА ДОЧЬ


                1

Ближе к 12 ночи меня разбудил телефонный звонок. Пока вылезла из
постели, пока нашла в сумке аппарат, звонок прекратился. На дисплее
высветилось имя моей институтской подруги. Конечно, первой мыслью
было перезвонить. Но вдруг это какая-то ошибка, или кнопка набора
сработала случайно? А я среди ночи перебужу всю семью? Решила,
если что-то важное - перезвонит! Сон пропал, в голову полезла всякая
ерунда. Ну например, что нынешняя мода слишком пафосна и
консервативна. Мне гораздо больше нравились потертые дырявые
джинсики, пусть даже и со стразиками, чем модные в этом сезоне
прямые брючки из такой дорогой ткани, что ее и гладить то страшно, а
стирать и вовсе нельзя. Высокие шпильки, конечно, супер, но вот то, что
их даже в жару нужно непременно носить с чулками - просто ужас. То ли
дело стройные, загорелые ножки!
  Кстати о ножках, пора делать педикюр, пожалуй, в этот раз лак стоит
выбрать поярче. Еще хочется платье, новое, красное, все по фигуре, а
подол широкий, волнистый. И глубокое-глубокое декольте! К нему поясок
черный, лаковый, такие же туфельки на высоченных каблучках, чулочки
тоже непременно черные , но абсолютно прозрачные.Странно, в молодости
нравились неброские, сдержанные тона, потом увлеклась черным цветом,
а вот сейчас, когда возраст неумолимо приближается к пенсионному,
потянуло на яркие цвета. В платье алого цвета, дочь хотела пойти на
выпускной. Конечно же я ее отговорила, юной девице просто неприлично
рядится в такую цыганщину! Что-что, а убеждать я умею, в свое
время уговорить дочь поступить на экономический факультет не
составило большого труда. Бухгалтер - это всегда востребовано, не то что
какой-то там "ландшафтный дизайнер"! Страсть ко всяким там цветочкам-
камешкам можно и на даче удовлетворять. Слава Богу, дочь моими
советами не пренебрегает. Вот и замуж выходить не спешит, хотя они с
Сергеем уже пять лет вместе. Или шесть? Господи, время-то как бежит,
давно ли сама институт закончила, а через год уже 30летняя
годовщина выпуска. Хорошо было бы всем собраться, молодость
повспоминать. Ведь за тридцать лет, кроме только что звонившей подруги,
никого и не видела.Представляю, сидят они все в аудитории, и тут вхожу
я, в красном платье, талия, как у Гурченко... Гм, вот тут надо еще
поработать, да и успею ли? Нет, я вхожу в ... ну неважно, еще придумаю,
но все равно, мне это очень к лицу, я выгляжу лет на десять моложе
своих ровесников. Все ко мне кидаются, начинаются расспросы, что, да
как. Я на свою жизнь, конечно, не жалуюсь, замуж вышла, дочь родила,
на работе меня очень ценят, вон сколько раз сокращения были, а мне -
никаких намеков, и даже наоборот. С мужем, в принципе, можно было и
не разводится, а продолжать и дальше закрывать глаза на его мелкие
интрижки, но уж больно он себя по-свински вел последнее время. Да и
замена ему нашлась, на удивление, быстро, а ведь двадцать лет на меня
никто и внимания не обращал. Или не замечала?
  Короче, стыдится нечего, правда, ах, и гордиться не чем. То ли дело у
звонившей только что подруги! Как-то всегда по жизни ей удавалось
быть на плаву. Вроде и не красавица, и умом особо не блистала, но в
институте все ее знали, во все компании была вхожа, и с комсомольскими
лидерами, и с институтской богемой на "ты". О своих знакомствах
рассказывала охотно, но с оттенком легкой усталости:" В общаге до двух
ночи куролесили, напили-и-и-ись!!!" Или :" Вечером позвали меня наши
хипари. Побалдели под Джимми Хенрикса...". А еще так:" После пар буду
занята, зовут на заседание комитета комсомола. У них без меня - полный
завал!!" После института она уехала с мужем в Одессу, работала в
какой-то конторе, но по прежнему была общительна и, если верить ее
рассказам и фотографиям, тесно общалась и с "творческой
интеллигенцией" и с "андеграундом".
   Ну вот, опять телефон. На этот раз успела."Привет, привет, как дела?
Что у тебя новенького?" - как будто сейчас не два часа ночи, а полдень.
Минут пять ушло на общие фразы, наконец подруга перешла к сути.
"Слушай, а когда у твоей дочери отпуск? Не в мае? Я просто вот что
подумала, у меня через пару дней муж в командировку уезжает, а сын
наоборот, приехал. Твоя Полинка у нас ни разу не была. Вот и приехала
бы сейчас, пока не жарко. Стас бы ей город показал, я с местной элитой
познакомлю!" Подруга, как и я, обладала даром убеждения.



                2


    Мама сказала : - Поедешь в Одессу!
Полина попыталась возразить, что ехать ей сейчас никак нельзя, что на
работе завал, потому что у Марии Павловны внук родился, и она за
свой счет взяла, а Верочка экзамены сдает в институт, ей готовиться
надо. Еще уехать нельзя потому, что ее сердечный друг Сережа готовит
ответственный проект для очень-очень важного заказчика и ему нужна
ее поддержка, он без Полины умрет с голоду, зарастет грязью, ну и
вообще. К тому же у нее билеты на Виктюка, спектакль через неделю.
Такое везение, такое везение! Подруге взятку билетами дали, а она с
мужем в Турцию собралась, билетики за ненадобностью Полине
достались. Но главное, надо съездить на дачу, посадить цветы, ведь
время уходит, скоро жара начнется и ничего не примется. Мама была
непреклонна. "Ты не понимаешь, это такой случай! В Одессе живет моя
школьная подруга. Ты бы знала, какие у нее знакомства! Да она со всем
шоубизнесом, со всей кинематографической общественностью на ты!
Долина ей спокойной ночи желает, а Жванецкий "с добрым утром"
говорит. Она и тебя с ними познакомит. Разве можно такую возможность
упускать! Поэтому твоя задача за два дня на работе все свои проблемы
решить.Сергею холодильник едой забьешь, носки, трусы, рубашки
погладишь, стопочкой на тумбочке выложишь. В театр я, так и быть,
сама схожу. А цветы..., цветы вырастут сами! Да чего тут думать,
провести недельку в Одессе в мае месяце мечтает каждый!"
   Это была не первая мамина попытка повлиять на судьбу Полины, за
28 лет жизни все мало-мальские проблемы они решали совместно.
Носить косы или завивку, заниматься, музыкой или баскетболом, в
какой институт поступать, куда устраиваться на работу и за кого
выходить замуж, все эти проблемы обсуждались вместе, но делалось,
как сказала мама. И если с первого класса Полина мечтала гонять мяч
по площадке, то, после семейного совета, проникалась уверенностью,
что ее мечта - музыка. Нет, мама не давила, не настаивала и, упаси Бог,
не угрожала. Она размышляла, рассуждала, выстраивала логические
цепочки, делала выводы. И как-то само собой получалось, что на
выпускной вечер в школе Полина отправлялась не в алом летящем
платье, звеня многочисленными ожерельями и браслетами, а с
тонюсенькой золотой цепочкой на облегающем серо-голубом платье,
точь-в-точь таком, о котором мечтала ее мама, когда выходила замуж,
но не смогла надеть, потому что животик уже было видно. Иногда Полина
проявляла характер и отстаивала свою точку зрения, но если, не дай Бог,
решение было ошибочным, мама, горестно вздохнув поджимала губы и
произносила:"Ну что ж, это был твой выбор, я то заранее знала, только
вмешиваться из деликатности не хотела!"И так двадцать пять раз. Стоит
ли говорить, что в следующий раз дочь сдавалась без боя.
    Уладить проблемы с работой оказалось легко, для Марии Павловны
звонок Полины стал спасательным кругом. Взяв отпуск, она
предполагала возиться с новорожденным внуком, но невестка к малышу
бабушку почти не подпускала. На ее долю оставалась лишь стряпня да
стирка, и то до поры, до времени, пока не приехала сватья. Поэтому,
просьба выйти на работу пораньше, подоспела как нельзя кстати.
Сергея, полностью погруженного в разработку проекта, вариант с
полным холодильником и глаженным бельем удовлетворил вполне.
Когда накатывало вдохновение, весь мир вокруг него сжимался до
размера монитора его компьютера, на близких не хватало ни времени, ни
интереса.
" В конце концов, спектакли Виктюка есть в ассортименте в интернете, а
цветы... Ну мама же сказала, цветы вырастут сами!"

                3

Мамина подруга вовсе не была похожа на традиционных одесситок,
которые табунами кочуют по страницам книг, кино- и телеэкранам. Этот
образ, гениально описанный в свое время Бабелем, а позже многократно
растиражированный, всегда радует читателей и зрителей. Огромная
бабища с необъятной грудью (реже тощая, абсолютно плоскозадая и
плоскогрудая), непременно крикливая и бесцеремонная, еще не успела
сказать ни слова, а уже авансом вызывает улыбки и восторг, в
предвкушение острого словца, специфической фразы. И зовут их всегда
по особому, Софочка, тетя Фира, мадам Лапидус... Мамину подругу звали
Наталья Сергеевна, она не была ни толста, ни худа, ни громогласна, ни
остра на язык. Одетая в простой, но элегантный черный брючный
костюм, ухоженная, средних лет дама, с одинаковым успехом могла бы
быть москвичкой, варшавянкой или жительницей Нижних Тетюшей.И
жила она в микрорайоне, который отличался от того, в котором жили
Полина с мамой лишь обилием кустов сирени, увешанных огромными
тугими пахучими кистями всевозможных оттенков, от чернильно-
фиолетового до нежно лилового. Сирень осталась от поселка,
стоявшего когда-то на этом месте, и росла без порядка и без смысла, на
радость школьникам и влюбленным.
Зато убранство квартиры сразу говорило о том, что живущим в ней
людям, слава Богу, не приходится экономить. Ни модных в
восьмидесятых рюшечек-оборочек на окнах, ни допотопных диванов с
продавленными подушками, стыдливо прикрытых китайскими
бархатными чехлами, никаких милых пустячков, типа вышитых
бабушкой салфеточек или подаренной ребенком картинки,
нарисованной им еще в первом классе. Интерьер явно оформлял
профессиональный модный дизайнер, поэтому все в этой квартире,
от шкафов до фигурных бра и цветочных горшков, было выдержано в
одном стиле и сделано явно на заказ в единственном экземпляре. В
холле по стенам были развешаны огромные фотографии, запечатлевшие
как известные художники, актеры, режиссеры общаются с Натальей
Сергеевной. На каждой фотографии был автограф с посвящением
хозяйке дома, свидетельствовавший о том, что встречи эти не случайны.
Полине не верилось, что и у нее будет возможность пожить среди всей
этой роскоши, лицезреть небожителей, а может(страшно подумать!!!)
перекинуться с ними парой слов. Она оробела среди от свалившегося на
нее счастья, и не сразу услышала слова хозяйки:
- Проходи, проходи! Сумочку поставь вот в этот шкаф, тапочки у тебя с
собой есть? Ну и славно, идем сразу на кухню, там есть диванчики, ты
худенькая, разместишься с комфортом. Уж извини, мы с сыном с утра
завтракали, а посуду помыть не успели. Потом я маникюр сделала,
после обеда презентация в одном клубе. Ну, ты понимаешь... Я тебя
сегодня никуда водить не буду, тебе с дороги отдохнуть надо.(С чего
отдыхать, всего ночь в дороге, - удивилась Поля) Вечером ко мне друзья
придут, очень интересные люди, я тебя со всеми познакомлю. Ты печь
умеешь? Твоя мама большая мастерица пироги делать, неужели не
научила?! Если полчасика найдется, ты сделай какой нибудь пирожок,
или печеньице. Кстати, скучно тебе дома не будет, после двух приедет с
работы мой сын, покормишь его чем-нибудь, вот и познакомитесь. Он
такая умница, столько добился! Красавец, метросексуал (ты, понимаешь,
о чем я?), спортсмен. Два раза в неделю с сыном директора фирмы в
тенис играет, по субботам в яхтклубе пропадает. Ты не стесняйся,
чайник поставь, в холодильнике сыр, колбаса, вместе перекусим.
   У гостьи возникла мысль:" Может она меня вызвала, чтоб за своего
сына сосватать, вон как его расхваливает! А посуда и пироги - это чтоб
проверить, какая я хозяйка?" Вот уже пять лет у Полины был сердечный
друг. Бурная страсть давно переросла в крепкую привязанность и стать
мужем и женой им обоим мешала лишь природная нерешительность и
отсутствие собственного жилья. Идти "в приймы" к маме невесты, Сергей,
по понятным причинам, категорически не хотел. Хотя, в последнее время,
мысль о том, чтоб снять квартиру все чаще и чаще посещала парочку. В
такой ситуации сватовство, даже очень заманчивого жениха, было явно
неуместно. "Как бы это ей половчее сказать, чтоб не обидеть, - думала
девушка, - пожалуй, для начала сделаю вид, что ничего не понимаю."
Когда хозяйка упорхнула, Полина решила, что первым делом надо
прибраться на кухне и приготовить еду. Дома, в основном, готовила мать,
и не потому, что умела это делать лучше, а потому что решать в какой
день что семья будет есть, могла решать только она. для дочери
кулинария была просто развлечением. Через час- полтора по квартире
поплыли упоительные запахи, все тарелки, вилки, и чашки были
перемыты, пришла пора прогуляться по городу. В тот момент, когда Поля
сообразила, что любезнейшая Наталья Сергеевна не оставила ей ключи,
в коридоре послышался звук открываемой двери.
- Какое божественное амбрэ! Впрочем, из ваших милых ручек я готов
съесть даже опилки! - Наталья Сергеевна не преувеличивала, ее сын
действительно был писаный красавец, - Я так понимаю, ты и есть та
гостья, которую ждала мать. Приятно удивлен! Я почему-то думал, что
это будет очередная мышь в сарафане, у матери страсть привечать
убогеньких.
    Хотя они были почти ровесниками, обращение на ты почему-то
покоробило Полину.
- Как ты, наверное, поняла, я - Стас. Очевидно моя милейшая мамичка
уже напела о том, как я хорош, поэтому скажу прямо, это даже не
половина моих достоинств. - Стас приобнял девушку за плечи и
приблизил к ней лицо с томно прикрытыми глазами. - Но скоро ты
узнаешь и об остальных.
Полине стало скучно. - Простите, - подчеркнуто вежливо пролепетала
она, делая легкий книксен, - а не могли бы Вы начать с недостатков?
  Молодой человек отодвинулся, на его лице вместо маски опереточного
соблазнителя, проступило удивление.
 -Это еще зачем, нам с тобой детей не крестить! - произнес он беря с
тарелки пирожок с капустой.
- Да?! А я так поняла, что меня пригласили в роли потенциальной
невесты.
- Глупости! - фыркнул Стас, уплетая за обе щеки выпечку, - У меня дома
жена и двое детей, какие еще невесты! В командировках я, конечно,
резвлюсь потихоньку, но о разводе и думать забудь! Хотя, признаюсь,
пирожки ты здорово печешь, давно таких не ел. Я возьму еще парочку?
- Да пожалуйста, вон сколько, и тебе и гостям хватит. Кстати, ты не
знаешь, кто прийти должен?
- На мамашины журфиксы всегда одна и та же компания собирается,
парочка режиссеров-неудачников, два-три спившихся актера, ну еще
несколько критиков, искусствоведов, писак-любителей выпить и поесть
на дармовщинку, в общем, второй сорт - не брак. А ты думала здесь
сливки общества тусуются?!
- Да ничего я не думала, и мне совершенно не важно, какого разряда
гости у Натальи Сергеевны, я просто отдохнуть приехала.
- Ну да, а бомонд тебе до лампочки!
- Бомонда я никогда не видела, - вздохнув, призналась Полина, -
посмотреть конечно, любопытно. Они, наверное, все очень
образованные, разговоры умные ведут, как по телевидению. Я вот
люблю "Культурную революцию" смотреть или "Апокриф", только не
всегда понимаю, о чем говорят.
- Бывает, ведут, - как бы нехотя согласился Стас, - всякое случается.
Может тебе и повезет. Ты в Одессе первый раз? Ну поехали, я тебе
город покажу!


                4

Нельзя сказать, чтоб Стас был опытным гидом, но гулять с ним по
Одессе было весело и приятно. В первую очередь, как и все приезжие,
молодые люди по Потемкинской лестнице поднялись к Дюку, не забыв
традиционно пересчитать ступени, прошлись до Оперного. Возле театра
им повезло. Увидев на афише надпись Щелкунчик, Полина с гордостью
сообщила Стасу, что видела этот балет в прошлом году в Большом
театре. Дворник, метущий рядом с ними тротуар, на секунду перестал
скрести своей почти облысевшей метлой, повернулся и произнес с
иронией :"Можно подумать, их Щелкунчик щелкает иначе!" Тут Полина
поверила, что "она таки в Одессе!"
    После достопримечательностей дежурных, начался поход по местам
"боевой славы" самого Стаса. Школа, где он учился, парк, куда удирали
с уроков и куда водили на свидания девушек, забегаловки, в которые
ходил с друзьями на сэкономленные от завтраков деньги. Все это
сопровождалось веселыми рассказками, одесскими байками. Полина
совсем забыла, что ее ждет "гостеприимная" хозяйка, чтоб познакомить
с "интересными людьми".
    Когда молодежь за полночь вернулась домой, Наталья Сергеевна
была просто вне себя от гнева. Мало того, что угощения было
приготовлено совсем мало, подавать его тоже было некому, ей все
пришлось делать самой! Но самое главное, ее лишили возможности
покрасоваться в роли наставницы, выводящей в свет забитую
провинциалку. Она целый день предвкушала, как будет подводить
обмирающую от восторга девицу то к одному, то к другому гостю, и с
милой улыбкой представлять:"Мой давний друг, известный актер Н...й",
или:"Моя задушевная подруга, почти сестра, певица Л...я". И у дурочки
будет сердце замирать от восторга, в ее глазах Наталья Сергеевна
будет частью такого заманчивого и такого недоступного артистического
мира. Что с того, что Н сыграл свою последнюю роль еще в отрочестве,
и больше его никогда не снимали по причине полной профнепригодности,
что с того, что Л выступает только в провинции, под фонограммы,
записаные ее подругой больше десяти лет назад, что с того, что все
постановки продюсера К проваливались с треском, и сейчас у него не
всегда есть деньги на сигареты, имена то их до сих пор на слуху. Об
этом побеспокоилась желтая пресса, для которой скандальное
поведение бывших кумиров - лакомый кусочек. И вовсе они не друзья
Натальи Сергеевны, а ходят в ее дом потому, что тут неплохо кормят и
поят, можно пересечься с нужными людьми.
     Всего этого Полина не узнала, гнев хозяйки был подан под соусом
беспокойства о судьбе молодой женщины в незнакомом городе, да еще
и поздно вечером. Поэтому, чувствуя себя слегка виноватой, гостья на
следующий день поднялась пораньше, и пока хозяева,как ей казалось,
еще спали, успела убрать гостиную, холл, приготовить завтрак. За ночь
гнев Натальи поутих, уступив место сильному недовольству. Идея,
пригласить к себе в гости дочь подруги, уже не казалась ей сегодня
такой удачной. Наташина домработница несколько дней назад
подвернула ногу и взяла больничный на неделю. Вот даме и пришло в
голову, что приедет девочка, возьмет все хозяйство на себя, а, в
награду, ее познакомят с людьми искусства. И надо же, с первого дня
такая неувязка.

                5

Чисто убранная квартира смягчила сердце хозяйки, а вкусный завтрак
почти успокоил. Прихлебывая вполне прилично свареный кофе,
Наталья Сергеевна поинтересовалась у Полины, что та собирается делать
сегодня.
- Конечно, домашняя работа займет еще какое-то время, но вечером мы
с тобой пойдем в театр. У тебя есть подходящее платьице? Это премьера,
а после спектакля будет небольшой фуршет. Ты была когда-нибудь на
фуршете? Не-е-ет?! Ну как же, это же очень интересно, можно
познакомится с такими людьми, завязать очень полезные знакомства.
Сегодня сама в этом убедишься.
    Что-то подсказывало Полине, что ее восторг от фуршета не будет
таким бурным, но перспектива побывать в театре очень обрадовала.
- А в какой театр мы идем?
- Ну, это, собственно говоря, не театр, а антреприза. Ее организовал
один мой приятель, выдающийся режиссер. Своего помещения у них нет,
под спектакль снимается зал в каком-нибудь клубе. Вечером сама все
увидишь. А пока у меня к тебе просьба. Муж уехал, а я так боюсь
бытовой техники. Не могла бы ты помочь мне загрузить белье в
стиральную машину и включить ее? Развешивать можно на кухонном
балконе, гладильная доска и утюг вот в этом шкафчике.
 " Да, - мысленно вздохнула Полина, - плакала моя прогулка на море, -
может после обеда съездим со Стасом?"
- Забыла предупредить, - продолжала хозяйка, - Стас уехал рано утром
на весь день, поэтому на обед приготовь что-нибудь легкое для нас с
тобой. Спасибо за завтрак, я в ванну и на работу, буду часам к пяти.
"Надо же, она еще и работает!" - продолжала мысленный монолог
гостья, а вслух произнесла: - А ключи? Я бы так хотела съездить на
море.
- Вот она молодость! Да я бы после такой прогулки, как у тебя вчера,
неделю бы отлеживалась! Завидую. А ключиков-то лишних у нас нет,
я вчера собиралась сделать, да запамятовала. Так что придется тебе
сегодня дома посидеть, ты ведь на меня не обидишься? Зато вечером,
вечером...
Раз, два, три, четыре... Пока Поля считала да 32х, раздражение слегка
улеглось. Конечно, всякое бывает, в таком возрасте многим дамам
свойственна забывчивость. И то, что на нее пытаются переложить всю
домашнюю работу, тоже объяснимо, легко ли одной весь дом тянуть.
Скандалить из-за пустяков она , конечно , не будет, но больше такой
ситуации не допустит.
   Вечером, нарядившись соответственно мероприятию, дамы
отправились в театр. Перед выходом, Наталья Сергеевна долго и
придирчиво осматривала наряд своей спутницы, но изъянов найти не
смогла.
- У девушки есть вкус! - произнесла она с легкой насмешкой.
Подразумевалось, что до ее, Натальиного, вкуса тебе, милая, еще расти
и расти.
    Полина в театр ходила часто, но оставалась благодарным зрителем.
Могла простить убогость костюмов и декораций, несоответствия
возраста актеров возрасту их персонажей. Но этот спектакль не
выдерживал никакой критики. Сама пьеса была ни о чем, что-то
вроде зарисовки на жизнь нескольких семей. Впрочем, талантливый
режиссер мог бы сделать ее интересной. Такого не нашлось. Поля никак
не могла понять, кто из действующих лиц кем кому приходится и почему
все они живут в одной комнате. Наконец выяснилось, что это не комната
вовсе, а общий балкон на две семьи, а поскольку дело происходит летом,
вот на нем все и толкутся. В родственно-марьяжных связях между
героями в конце концов тоже удалось навести порядок. Но вот в каком
жанре играть пьесу, актеры договориться явно не смогли. Главному
герою по сердцу была трагедия. Он пафосно читал свои монологи,
держал многозначительные паузы, принимал скорбные позы. Труппа с
ним была абсолютно не согласна. Но и внутри ее согласия не
было. Мужчина склонялись к комическому решению, молоденьким
актрисам хотелось мелодрамы, дамы в возрасте предпочитали несмелый

гротеск Трагический герой им всем сильно мешал и, в конце первого
акта, его убили. Полина облегченно вздохнула. В трагике она узнала
режиссера, лет пятнадцать назад работавшего в их городском доме
культуры, а по совместительству он вел драмкружок в ее школе.
Начинал очень заманчиво, рассказывал о перспективах школьного
театра, обещал поднять его до уровня народного, поведал о своем,
оригинальном прочтении классических пьес. На первых занятиях учил
правильному дыханию, походке, мимике. Потом стал явно скучать,
жаловаться, что это не его уровень, а через пару месяцев и вовсе
пропал, не поставив ни одного спектакля ни в школе, ни на основной
работе. Поэтому сравнить его способности как режиссера и как актера,
у Полины не было возможности.
 К удивлению основательно поредевшего зрительного зала, во втором
акте трагик снова возник на сцене. Оставшиеся в живых герои
непрерывно оживляли его своими воспоминаниями, но ни сочувствия,
ни симпатии к нему пробудить не смогли. Впрочем, вежливые
аплодисменты достались всем, в том числе и ему.
    Выйдя из зрительного зала, Наталья Сергеевна бросилась к высокому
седовласому мужчине лет семидесяти.
- Великолепно! - произнесла она пафосно, - просто великолепно! Эта Ваша
пьеса превзошла наши самые смелые ожидания! А какой актерский состав,
абсолютно точное попадание в каждый образ! Похвалы выкатывались из
умело накрашенных губ, как шарики драже, такие же яркие, приторно
сладкие. Но мужчина млел от восторга, предпочитая не замечать их
нарочитость.
- Да дорогая, я и сам вижу, это явная удача! Но не забывайте про
отличную режиссерскую работу. Вы обратили внимание на диалог в
форме танца в первом акте?
- О да, гениально, просто гениально!
   Полина тоже обратила внимание на эти судорожные телодвижения
влюбленной пары под музыку Шнитке. Сначала она решила, что
героиня малость перебрала перед выходом, а партнер усиленно
старается уберечь ее от конфуза. Но, когда актеры поменялись местами
и приступы падучей стали одолевать мужчину, стало понятно, что это
режиссерская находка.
  Фуршет, который последовал за спектаклем, тоже ничем не порадовал.
Бродить с бокалом шампанского между беседующими компаниями было
не очень увлекательно. Спутница бросила Полину, помчавшись
раздавать комплименты на этот раз режиссеру спектакля, а больше
никого в зале девушка не знала. То тут, то там мелькали лица,
знакомые по глянцевым журналам, но подойти и заговорить с кем-
нибудь Поля не решалась.Она прислушивалась к разговорам, в надежде,
что появиться возможность поддержать беседу, но люди говорили о
каких-то своих проблемах, вспоминали общих знакомых,
договаривались о новых встречах. Наконец Наталья Сергеевна
вспомнила о своей роли наставницы, и подвела гостью к группе ,
обсуждающую только что закончившийся спектакль. Тон беседы был
весьма комплиментарным, актеры и их собеседники раздавали друг
другу похвалы, говорили о рождении нового театра, о новом слове в
режиссуре. Судя по горящим глазам говоривших, они сами искренне
во все это верили. Кто-то с вежливым равнодушием поинтересовался
впечатлениями Полины. Высказать мнение, отличное от всех было явно
неудобно, девушка обошлась общими фразами.
А далеко за полночь,ложась спать, она решила, что подобные
мероприятия с экрана телевизора смотрятся намного привлекательнее.

                6

На следующее утро, запихнув в объемную сумку купальник и полотенце,
Полина улизнула из дома, не дожидаясь пробуждения хозяйки. Впрочем,
записку оставила:"Я поехала к подруге, буду вечером". Никакой
подруги у нее в Одессе не было, но провести еще один день в чужих
домашних хлопотах совсем не хотелось. Сладкая приманка в виде
вечернего суаре со знаменитостями больше не соблазняла. Еще в
детстве она прочитала в какой-то книге, что в Одессе есть чудесное
место, куда все ездят отдыхать и которое называется загадочно и
манящще:" Аркадия". Вот в эту самую таинственную Аркадию и
отправилась Полина, зная из рассказа Жванецкого, что отдыхающих
туда возит "старенький пятенький трамвай". И в отличие от бомонда,
Аркадия ее не разочаровала.
Это был не первый выезд на море, несколько раз они с мамой отдыхали
на юге. Но что это был за отдых! "Надень шапку, напечет голову. Не
лезь в воду, она еще холодная. Не заплывай далеко, утонешь! Не
покупай чебуреки, неизвестно, на чем их поджарили! Куда тебе
мороженое, и так поперек себя шире!" И так далее, без конца и края.
Полина не могла дождаться конца такого отдыха. А тут - полная
свобода! Можно сколько хочешь плавать в море, воображая себя
диковинной рыбой, потом валяться на песке греясь под еще не жгучим
майским солнышком. Можно есть сколько угодно обжигающих пышек,
не озадачиваясь на каком масле их жарили, запивая жирное тесто
приторно сладким напитком, гордо именуемым "кофе с молоком". И
совсем не думать, сколько во всем этом калорий. Вокруг было
множество людей, со своими радостями и проблемами, им не было
ни какого дела до Полины, а Полине не было никакого дела до них.
Представляете, какое везение!
     Во второй половине дня - прогулка по магазинам и поход на
знаменитый Привоз. Вот тут поджидало разочарование. Возможно,
летом все выглядело иначе, но в начале мая знаменитый
одесский базар мало чем отличался от обычного рынка в ее городе.
На прилавках аккуратными пирамидками громоздились глянцевые
яблоки, апельсины и грейпфруты, желтые, будто восковые, бананы
свисали с перекладин, рядочками стояли крохотные коробочки с
абсолютно одинаковыми ягодами клубники. Как и в ее городе,
выглядело все это абсолютно несъедобно. Мясной ряд так же был полон
куриными окорочками и грудками сомнительного вида, вездесущие
корейцы бойко торговали своими салатами. Побродив по базару, Поля
направилась к выходу, и тут ее остановил настойчивый крик:" Мадам,
купите кружек!" Девушка оглянулась. Неподалеку от нее, за прилавком,
заваленным посудой, стояла дородная тетка, живое воплощение
хрестоматийной одесситки. "Мадам, купите кружек! - повторила она,
обводя широким, зазывным жестом свой товар.
- Мне не надо! - отмахнулась Полина, собираясь уйти.
- А Вы видели этих кружек?! - резонно спросила торговка.
Она была так убедительна, что Полина решила подойти. На первый
взгляд кружки выглядели действительно великолепно. Хорошая форма,
беленькие, блестящие. Может стоит взять? Но вот у этой рисунок
смазан, у этой край неровный, ручки неудобные, да и тяжеловаты. Все
это Поля произнесла вслух.Торговка слушала, скрестив руки на
объемной груди, согласно кивая головой в такт ее словам, а потом,
вздохнув, произнесла:
- Мадам, я вижу, вам таки не нужны кружки!
     Когда Полина вернулась, Наталья Сергеевна уже ждала ее за
неприбранным кухонным столом, и нервно курила длинную тоненькую
сигаретку. Не успела гостья открыть рот, как на нее обрушилась лавина
упреков. Мол, что она себе позволяет, предпочесть какую-то там
подругу, в то время как СПЕЦИАЛЬНО для нее была продумана
интереснейшая программа, ее хотели вывести в свет, познакомить с
ТАКИМИ людьми, приобщить к светской жизни! Да будет ли нее еще
когда такая возможность! А может ей это не нужно?! - закончила с
едкой иронией хозяйка.
- А Вы знаете, таки не нужно! - ответила Поля, вспомнив торговку с
Привоза. - Большое спасибо Вам за гостеприимство, я прекрасно
отдохнула, а теперь мне пора домой. Вас, возможно, удивит, но я очень
соскучилась по своим близким. Стас,- крикнула она в глубь квартиры, -
ты меня подвезешь на вокзал?
 Уже возле вагона Стас обратился к Полине:
- Ты на мать не обижайся! Она искренне хотела тебе понравиться,
только у нее свое представление о доброте. Понимаешь, она из
небогатой провинциальной семьи, красотой в молодости не блистала.
А очень хотелось быть королевой. Вот всю жизнь и добивалась того,
что называется "высокий уровень жизни". Ничего не скажешь,
добилась, и теперь постоянно ждет оваций. Больше всего на свете
переживает, все ли заметили результаты ее титанического труда. Я в
свое время так устал ею восторгаться, что удрал сразу после школы
куда подальше, теперь лишь изредка наезжаю. Вот и ты не оценила,
пренебрегла. Ну, да это твое дело, твоя жизнь, вот мне сегодня
нелегко придется.

                7

Только-только я уютно умастилась на диване и приготовилась смотреть
любимый детектив, раздался телефонный звонок. Звонила моя одесская
подруга. Вместо привычного, расслабленного, с нотками легкой
усталости голоса, из трубки доносились истеричные визги: "Да она
просто неблагодарная дура! Я старалась изо всех сил, предоставила ей
такие возможности, это был трамплин к новой жизни!"
Так, главное, с Полькой все в порядке, Стас посадил ее на поезд, она
едет домой. Все остальное не суть важно. Господи, есть из-за чего крик
подымать, ну не глянулся девочке этот бомонд, ну не захотела есть
сладкие пирожные, предпочла горбушку хлеба, велика беда! Она ведь
давно уже взрослая, у нее свой вкус, свои интересы, свое мнение.
(Кстати, не забыть бы самой об этом, когда в следующий раз возникнет
желание в чем-то убедить дочь.)
- Сама ты дура - сказала я уже замолчавшему телефону, - тоже мне,
благородного пастуха дочь!