Генезис тамплиеров

Вольфганг Акунов
       REX LUPUS DEUS

       Босеан!

       Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

       История  Ордена тамплиеров (бедных спутников Христа и Храма Соломонова) постоянно находилась в центре внимания многочисленных исследователей, что породило поистине необозримую литературу о рыцарях Храма.

       Орден храмовников, он же — Орден тамплиеров, или темплариев (Templarii), храмовых господ, храмовых братьев, воинов (рыцарей) Храма (Milites Templi или Equites Templi), бедных спутников (соратников) Христа и Храма Соломонова, бедных воинов во Христе и поборников Иерусалимского Храма и проч. — первым из духовно-рыцарских Орденов, учрежденных в Палестине в период Крестовых походов -, со дня своего основания направлял свою деятельность на решение чисто военных, хотя и оборонительных, задач - в отличие, например, от основанного гораздо раньше, примерно в 1040-е гг., еще задолго до начала Крестовых походов (вопреки попыткам Папского престола приурочить его возникновение к освобождению Иерусалима от неверных крестоносцами герцога Нижней Лотарингии Годфруа (Готфрида) Бульонского в 1099 г.!) Ордена иоаннитов-странноприимцев (госпиталариев или госпитальеров).

       Впоследствии тамплиеры были несправедливо обвинены в ереси, кощунстве и разврате. Оговоримся сразу, что процесс тамплиеров, инсценированный в начале XIV в., вследствие интриг короля французского Филиппа IV и папы-француза Климента V, и приведший к уничтожению Ордена тамплиеров, был подробно изучен современными исследователями, так что в результате от возведенных на храмовников голословных обвинений не осталось и следа. Вырванные у арестованных тамплиеров при помощи пыток признания не имеют никакой силы и ценности. Последний Великий Магистр тамплиеров, Жак (Иаков Бургундиус) де Молэ, публично сожженный на костре в Париже в 1314 г., умолил палачей привязать себя перед сожжением к столбу лицом к Собору Парижской Богоматери, чтобы до последних секунд своей жизни лицезреть Дом Пресвятыя Богородицы, и даже перед лицом неминуемой смерти неустанно клялся в невиновности своего Ордена. «Еретики» и тем более «сатанисты» так себя не ведут...

       В соответствии с папской буллой Ad providam 1312 г. владения упраздненного Ордена тамплиеров должны были перейти к госпитальерам. Многие светские князья, движимые низкой корыстью, игнорировали волю папы или исполнили ее не в полном объеме. В Германии Орден тамплиеров владел 50 командориями, большинство из которых, в соответствии с папским указом, достались иоаннитам. Многие из рыцарей-тамплиеров этих командорий также вступили в госпитальерский Орден Святого Иоанна Иерусалимского.
      
       Однако вернемся к началу нашей истории Итак, в 1119 или 1120 г. бургундские (или шампанские) рыцари Гуго(н) де Пайен (Юг де Пэйн), Готфрид (Годфруа) де Сент-Омер, Андре де Мон(т)бар, Пайен (Нивар) де Мондидье, Жоффруа (Годфруа) Бизоль, А(р)шамбо де Сент-Аман, Роллан, Годемар и Росаль (в разных источниках их имена даются в различных транскрипции и звучании), принеся обеты перед Патриархом Иерусалимским (а согласно версии Альберта Пайка - Патриархом Константинопольским; возможно, причина разночтений связана с тем обстоятельством, что православный Патриарх Иерусалимский, вследствие притеснений со стороны мусульман, еще до начала Крестовых походов был вынужден переселиться из Иерусалима в столицу православной Восточной Римской, или Византийской, империи Константинополь - но в данном случае важно, что речь шла не о римско-католическом, а о греко-православном Патриархе), объединились в военное братство, дабы, во славу Христа и Пресвятой Матери Божией, стать монахами, оставаясь в то же время рыцарями, вести целомудренную и благочестивую жизнь под сенью Гроба Спасителя, оборонять от нехристей Святую Землю и обеспечивать вооруженную защиту паломников на пути через преисполненные всяческих опасностей области Сирии, Келесирии (нынешнего Ливана) и Палестины, охраняя их на пути от морского берега, к которому приставали паломнические корабли, до Иерусалима и обратно, от нападений мусульманских, а порой - что греха таить! - и от христианских дорожных разбойников (а также от  львов – единственных животных, на которых по уставу было дозволено охотиться тамплиерам!). Король Иерусалимский Балдуин II предоставил в распоряжение нового братства воинов-монахов часть своего дворца, построенного на месте древнего Храма Соломонова. Поэтому членов братства и стали называть «храмовниками» или «рыцарями Храма», хотя первоначально они сами называли себя «бедными соратниками (рыцарями) Христа». Каноники Церкви Гроба Господня («сепулькриеры» или «сепульхриеры») передали храмовникам  несколько расположенных поблизости зданий для размещения бедных пилигримов, которым было нечем заплатить за ночлег на городских постоялых дворах.

        На первоначальном  этапе своей деятельности Орден тамплиеров был (подобно Ордену госпитальеров-иоаннитов и Ордену Святого Гроба Господня) не строго римско-католическим, а общехристианским (экуменическим). Храмовники тесно сотрудничали с православной Восточной Римской империей и, в частности, с православным Патриархом Константинопольским. Среди членов Ордена Храма числились и православные «братья-рыцари» из славянских земель. Сохранились документы и записи, позволяющие считать, что одним из основателей и первых Магистров Ордена Храма был Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский, известный в западном изложении истории Ордена тамплиеров под именем Андре де Мон(т)бара.

       Первоначально орденское облачение тамплиеров состояло из надетой поверх брони серой монашеской рясы с небольшим прямым красным крестом (который нашивало себе на одежду большинство крестоносцев) и веревочного пояса, который они не должны были снимать, как символ целомудрия и воздержания, ни при каких обстоятельствах. Красный крест был официально присвоен тамплиерам в качестве знака отличия при папе римском Евгении III (1145-1153 гг.). 

       В то время красный крест считался символом мученичества, а также символом Христовых воинов, как бы заранее приготовившихся обрести мученический венец в борьбе за веру. Поначалу тамплиеры носили красный крест на плече, подобно всем участникам Первого Крестового похода (сами они как бы постоянно пребывали в состоянии «перманентного Крестового похода» и потому, в отличие от обычных «паломников», снимавших с одежды кресты после возвращения домой, постоянно носили кресты на одежде), но позднее стали украшать свои одежды на груди и спине, знамена, щиты, шлемы и прапоры на копьях большими красными крестами, хорошо видными издалека.
      
       Лишь по прошествии долгого времени, а именно - после взятия войском Иерусалимского королевства мусульманской крепости Аскалон (ветхозаветного филистимского Ашкелона) в 1153 г., папа римский в награду за храбрость, проявленную храмовниками при штурме магометанской твердыни, даровал им новое орденское облачение, состоявшее из белого льняного плаща с кроваво-красным 8-угольным крестом (символ готовности к мученичеству в борьбе за Веру) и белого льняного веревочного пояса (символ душевной и сердечной чистоты). Следует подчеркнуть, что орденский крест тамплиеров был отнюдь не 8-конечным (с «ласточкиными хвостами» на концах), как, например, кресты Ордена госпитальеров-странноприимцев или Ордена лазаритов, а именно восьмиугольным. Концы тамплиерского креста расширялись в форме «иерихонских труб», в ознаменование того, что стены Аскалона пали перед тамплиерами - как некогда стены библейского Иерихона пали при звуках труб воинства ветхозаветного пророка и воителя Иисуса Навина.

      Швейцарец Анри Дюнан (основатель Международного Комитета Красного Креста), известный более как сэр Генри Дунант (Sir Henri Dunant), будучи потомственным тамплиером, избрал в качестве эмблемы учрежденной им в 1863 г. гуманитарной организации красный крест Ордена Храма (придав ему форму швейцарского равностороннего «женевского» креста, из уважения к своей швейцарской родине).

        Тем не менее, следует помнить, что Орден Храма (в отличие от других Орденов, основанных в Святой Земле - например, госпитальеров, лазаритов и даже тевтонов) не содержал в своем уставе никаких упоминаний о благотворительной, странноприимной и гуманитарной деятельности, будучи основан изначально в качестве военного братства (поэтому избрание красного тамплиерского креста на белом поле символом международной гуманитарной и госпитальерской организации - Комитета Красного Креста - с точки зрения верности исторической правде представляется нам не совсем уместным).

        Здесь конец и Господу нашему слава!