Письмо его светлости Лоренцо деи Медичи

Елена Вереск
Флоренция.
1523 год.
Я зажег свечу и открыл окно. Ночной ветерок принес вместе с собой покой и прохладу, запахи милого города- его цветущих садов, раскаленных за день мостовых. Передо  мной лежал еще чистый листок бумаги, на котором, вскоре появились первые строки:

«Никколо Макиавелли - его светлости Лоренцо деи Медичи.»

Хозяин вернулся домой, и надо же его как то порадовать. Я скривился в циничной усмешке. Такова судьба людей низкого происхождения, а рука тем временем выводила:

«Обыкновенно,  желая снискать милость правителя, люди посылают ему в дар
то,  что имеют самого дорогого  или чем  надеются  доставить ему  наибольшее
удовольствие,  а  именно: коней,  оружие, парчу, драгоценные  камни и прочие
украшения,    достойные    величия   государей.»

Величия! Величия!

 « Я    же,   вознамерившись
засвидетельствовать мою преданность Вашей  светлости, не нашел  среди  того,
чем владею, ничего более дорогого  и  более  ценного, нежели  познания мои в
том,  что  касается  деяний великих людей,  приобретенные  мною  многолетним
опытом  в делах  настоящих  и  непрестанным изучением  дел минувших.»

Да, цель оправдывает средства, и все средства хороши!

« Положив много времени и усердия на обдумывание  того, что я успел узнать, я заключил
свои размышления в небольшом труде, который посылаю в дар Вашей светлости.»
Он пригодится тебе Медичи, вот увидишь… а теперь немного лести, вам, государям же это нравится, когда гнут спину те, кто не менее достоин умен нежели вы. Разве что не имеют громких имен и титулов…

«И хотя я полагаю, что сочинение это недостойно предстать перед вами, однако же
верю, что по  своей снисходительности вы удостоите принять его, зная, что не
в моих силах преподнести вам дар больший, нежели средство в кратчайшее время
постигнуть то, что  сам  я узнавал  ценой  многих  опасностей и тревог.»

Снова кривая усмешка очертила мои губы. Я вспомнил годы изгнаний и лишений, унижения и хохот завистников. Но я был честен перед собой, а это главное. Мне есть что тебе сказать, Великолепный…

«Я не заботился  здесь ни о красоте слога,  ни о пышности и звучности слов,  ни  о
каких  внешних  украшениях и затеях, которыми многие  любят  расцвечивать»…
Ты сам сможешь добавить пышность слога по разумению, о величайший!

«  и уснащать  свои  сочинения,  ибо   желал,  чтобы  мой  труд  либо  остался  в
безвестности, либо получил признание  единственно за  необычность и важность
предмета.»

Что ж, иногда нужно наступить на горло и собственной гордости, особенно когда уверен в обратном.

 Я желал бы также, чтобы не сочли дерзостью то, что человек низкого
и ничтожного звания берется  обсуждать и направлять  действия государей. Как
художнику, когда  он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить
взглядом холмы и горы, и подняться на гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь:  чтобы постигнуть сущность  народа, надо  быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

Ты прекрасный художник Медичи, и ты это знаешь.

     Пусть  же Ваша светлость примет сей скромный дар с тем  чувством, какое
движет мною; если вы  соизволите внимательно прочитать и обдумать мой  труд,
вы ощутите, сколь безгранично я желаю  Вашей светлости достичь того величия,
которое  сулят вам судьба и  ваши  достоинства. И  если с  той вершины, куда
вознесена Ваша светлость,  взор ваш когда-либо обратится на ту  низменность,
где  я  обретаюсь,  вы  увидите,  сколь  незаслуженно  терплю  я  великие  и
постоянные удары судьбы.»

Ну вот, наконец и точка. Я утер пот со лба и кинул взгляд на свое сочинение которое лежало рядом. In principe. Я любовно выводил его столько лет. Наблюдал подмечал, записывал.
И, окрыленный надеждой что ко мне прислушаются задул свечу…