Трудный выбор. Ольга Вяткина

Литклуб Листок
 
      - Предатели! Предатели! Все – предатели! Отец – больше всех предатель! – стучало в голове у Насти.
 «Ты еще пожалеешь, папочка! Я тебе этого никогда не прощу!» - написала она в своем статусе на страничке в социальной сети, узнав о том, что в новой семье отца скоро родится ребенок.

      Настя – нервная шестнадцатилетняя девочка. С виду она кажется совсем взрослой девушкой, но что-то аномальное порой сквозит в ее поведении и читается в выражении лица: какая-то отчаянность и в то же время затравленность, как у маленького волчонка, загнанного в угол. Да оно и понятно - откуда это. Ведь сколько Настя себя помнит, мира и лада в ее семье не было никогда.
      В ее памяти мелькает пьяное лицо матери, ее грязный халат, всклокоченные волосы, разъяренное лицо отца, выкрикивающего ей обвинения в пьянстве. Потом долгое отсутствие матери, когда отец увозил ее в закрытую платную клинику, где лечили алкоголиков и наркоманов.

      Самое спокойное время – это когда они жили вдвоем с отцом. Отец был добрым и спокойным, о Насте заботился. С ним Настя решала задачи по математике, которые давались ей с великим трудом. Ну не математик она! С ним она ездила на занятия к репетитору по английскому языку, а потом они вместе выполняли домашние задания.
Но короткая передышка заканчивалась, мать возвращалась.

      Первое время она была в адеквате: ходила искать работу, готовила, жарила пирожки с картошкой, которые Настя очень любила. Страшная, тёмная сила, владевшая женщиной, притаившись, давала всем лишь небольшую передышку,  потом снова врывалась в дом - и начиналось движение по кругу. Трезвая мать никогда и  ни в чем не раскаивалась.  Мучило ли её чувство вины перед мужем или дочерью, или её одолевали другие муки, можно было только догадываться.  Материнской ласки Настя от нее не видела. С отцом мать вела себя грубо и снисходительно, уверенная в какой-то своей исключительной звездности.
      Крохи женской ласки Настя получала только от бабушки – матери мамы. К ней в деревню Настю отвозили на каникулы. Бабушка в прошлом была школьной учительницей, а сейчас мужественно несла свой крест, страдая за непутёвую дочь. Она, как могла, жалела Настю. Правда, ее любовь к внучке выражалась в первую очередь в предоставлении ей полной свободы.
«Никаких замечаний, ограничений и нотаций!» - вот главный воспитательный принцип бабушки.
      Так, в каком-то рваном ритме, текла Настина жизнь, пока в один прекрасный день отец не собрал вещи и не ушел из дома…

      Настю срочно забрала к себе приехавшая из деревни бабушка и определила учиться в сельскую школу. С английским было покончено, да и по остальным предметам ее знания резко упали. Отец пытался по телефону решать с ней домашние задания. Но что это за занятия? Курам на смех! Мать в деревне не появлялась и даже не звонила.
      Отец приезжал каждые выходные, привозил ей всякие вкусности, игрушки, наборы для рукоделия, на праздники дарил дорогие подарки – телефон, компьютер, лыжи, первые золотые украшения.

      Но когда бабушка узнала, что у Настиного  отца появилась другая женщина, она резко изменила своё отношение к нему, невольно переложив на, ещё недавно так уважаемого зятя, всю вину за алкоголизм дочери. Перестав себя контролировать под тяжелым грузом  переживаний, старая женщина не пускала его в дом, бранясь и угрожая через дверь. Настя при этом забивалась в угол и тряслась от страха. Как ей ни хотелось побыть с отцом, покататься с ним на лыжах, съездить в лес на шашлыки, она молилась, чтобы отец скорей уехал, и бабушка успокоилась.

      Постепенно она научилась ему врать, что занята в школе и не может с ним встретиться. Она, как зверек, действовала инстинктивно, стараясь избежать конфликтов. Отца она по-своему любила, но ее детское сердечко верило и бабушке, которая внушала ей, что отец бросил дочь ради какой-то вертихвостки.
      С этой «вертихвосткой» отец ее познакомил, купив для Насти путевку в санаторий и убедив бабушку, что они поедут туда вдвоем. На самом деле, с ними поехала и Наташа – так звали избранницу отца. Наташа, хотя и была ровесницей Настиной матери, выглядела совсем как девчонка, и как-то само собой получилось, что Настя стала называть её просто по имени.
      Постепенно они подружились. С Наташей было легко, просто и интересно. Настя чувствовала, что Наташа любит отца, заботится о нем и очень добра к ней. Но когда отец предложил ей переехать к ним, она испугалась бабушкиного гнева и отказалась.

      Так прошло около года… За это время отец с матерью оформили развод. И, несмотря на то, что даже в суд мать явилась навеселе, судья принял решение оставить Настю с матерью. А уж как исполнялось это решение, никто не проверял. Фактически Настя продолжала жить с бабушкой. Мать, как только на Настю начали поступать немалые суммы алиментов, пропала куда-то на полгода. Говорили, что она живет в каком-то закрытом санатории для реабилитации алкоголиков.
       Когда она через полгода вернулась, то забрала у бабушки Настю и обосновалась в  городской квартире, которую после развода им оставил отец. Настя снова пошла в городскую школу, теперь уже в одиннадцатый класс. Отец все время старался быть рядом с ней, расспрашивал ее обо всем, ходил на школьные собрания. Наташа договаривалась с детскими врачами, косметологами по поводу решения Настиных подростковых проблем. Но у Насти в этот период возникла какая-то ревность и неприязнь к Наташе. Она просто начала игнорировать новую жену отца, как будто ее не существует.
       Наверное, здесь свою роль сыграло и  материнское внушение, что все у них было бы хорошо, если бы Наташа не увела из семьи Настиного отца.
Настя страдала. Она видела, что отец любит Наташу, и ей казалось, что эту любовь он отнимает у нее. А когда мать со злорадством сообщила, что у отца с Наташей скоро будет ребенок, Настю как бритвой по сердцу полоснули.

- Ты и так ему не очень-то нужна была, а теперь у него вовсе другой ребенок будет, - науськивала она Настю.
 
      Настя и так чувствовала себя обделенной родительской любовью, а теперь и вовсе посчитала себя отверженной. Обида захлестнула ее до краев. Она просто не способна была трезво посмотреть на все, увидеть, что отец ее любит и все готов для дочери сделать, что Наташа добра к ней и заботится, в отличие от матери, от которой слышны только окрики и издевательства по поводу отца и его новой…

- Выбирай - я или она! – заявила Настя отцу при их последней встрече в школьном дворе, куда отец приехал с ней поговорить.

Он устало попытался ей что-то объяснить, но Настя, ослепленная обидой, ничего слушать не хотела.
      «Что же будет с этой ожесточившейся девочкой? Какая женщина, мать из нее вырастет?» - говорили мы – свидетели этой истории.

      Но Бог смиловался! Отцу хватило любви, терпения и мудрости для преодоления Настиного сопротивления. Обняв и успокоив дочь, он усадил её в автомобиль и привез прямо из школы к себе домой, где уже появился Настин маленький братик. Этот крошечный комочек жизни, именуемый Сашкой, растопил весь лед в Настином сердце. Какой-то теплой волной накрыло ее, и слезы наполнили глаза, когда отец тихо подвел ее к детской кроватке и сказал: «Вот смотри, Сашка, это твоя старшая сестренка! Смотри, какая она взрослая и красивая. Она будет заботиться о тебе. Слушайся ее!», и осторожно вышел из комнаты, оставив их вдвоем. Какая-то волшебная незримая нить вдруг возникла между ними и связала их навечно…

*********************************
Иллюстрация из интернета - спасибо автору.