Иван-Дурак VI

Никита Ломоносов
VI

Продолжим рассматривать наиболее известные варианты толкования сказочного образа Ивана-Дурака. Следующие интересные по-своему варианты интерпретации затронем весьма коротко.
Оставшиеся толкования большей частью повторяют предыдущие, направляя известный общий смысл в определенном, к примеру, языческом направлении.

Постараемся избежать любой предвзятости и расположим оставшиеся толкования в произвольном порядке. Уверены, дальнейшее сравнительное изучение разбираемого символа никоим образом не будет зависеть от порядка рассмотрения.

c.
Следующее толкование в целом напоминает предыдущий, только с углублением в разъяснение положения Ивана-Дурака с позиции языческих суеверий. Данная интерпретация утверждает, что прозвище Дурак на самом деле носит значение, которое современный человек не способен осознанно воспринимать в современной реальности.

Это объясняется существованием глубоких языческих традиций, сейчас кажущихся чуждыми нашему пониманию. Дело в том, что в глубокой древности новорожденных детей первоначально называли странными, бессмысленными или обманными именами. Иными словами, полученное в детстве имя для окружающих родственников не являлось настоящим. Впоследствии, когда ребенок вырастал, он получал настоящее имя. По всей вероятности это делалось в целях оберега, так как родители опасались похищения беспомощных детей нечистой силой.

Таким образом, фальшивое имя являлось не отражением реального мира, а обманом, иллюзией.

Такое имя приобретало способность ввести в заблуждение даже нечистую силу. Возможно, внешние имена образовывались от числительных. К примеру, новорожденного назвали Первак, Вторак или Другак. Последнее может принимать смысл как другого, или следующего.

Поскольку младший ребенок являлся самым молодым, неопытным и несмышленым по отношению к остальным, вероятно Другак трансформировалось в Дурак. Если верить обнаруженной информации, имя Дурак встречается в церковных документах XIV-XV веков.

Свое настоящее имя, которое ребенок будет носить всю оставшуюся жизнь, он получает в период 10-13 лет. Несомненно, это связано с периодом полового созревания, то есть с инициацией. С этого времени детское прошлое должно быть забыто, человек рождался заново для взрослой жизни и соответственно получал новое имя.

В соответствии с этим, Дураком также могли называть юношу, который проходит обряд инициации. Этот древний языческий обряд, сравнимый с мистериями, подразумевал причинение испытуемому физической боли и отказ от разума. Молодой человек должен был умереть, забыть свою прежнюю жизнь, родных, а также собственное имя, данное при рождении.

Как правило, умирание изображалось долгим затворничеством.

Поскольку инициация представляет собой превращения мальчика в мужчину, обычно в сказках Дурак предстает перед нами увальнем, духовным младенцем.

                Продолжение следует ...