Фантазия

Альжбэта Палачанка
ФАНТАЗИЯ

Короткевич «Ладдзя роспачы»
Гервасій Выліваха играет со Смертью в шахматы. И выигрывает, потому что, когда она отвернулась, переместил на доске некоторые фигуры. Возможна ли такая ситуация: сколько помнится, Остапу Бендеру не удалось обмануть таким образом простого любителя. Нарушил ли Короткевич логику?

 Смерть была всего лишь женщиной, хотя и очень древней. Когда-то она была женой Авеля. То время она помнит очень смутно. Авеля она не любила. Это был слабый, бесхарактерный человек, ханжа и лицемер, который врал самому себе для того, чтобы его ложь звучала убедительной правдой для других. Авель был весь в отца, Адама, который всю жизнь упрекал Еву за яблоко и за последующее изгнание из Рая.
 Ева, прекрасная, как само совершенство, была, к тому же сильной и волевой женщиной. О потерянном рае она не жалела, потому что обнаружила, что настоящая жизнь началась здесь, на Земле. Каин был весь в неё. С лохматой шапкой густых соломенных волос и тёмно-синими глазами, цвет которых менялся, в зависимости от освещения, от светло-голубого до тёмно-фиолетового, был просто неотразим. Правдолюб, с буйным характером, он не любил своего брата. Поэтому всё так и вышло, как вышло.
 Овдовевшая жена Авеля посчитала своим долгом мстить всему человечеству за убитого мужа. С этого всё и началось. И потекли серые беспросветные годы, столетия, тысячелетия….
 Когда она увидела Гервасія Выліваху, перед ней как живой, предстал Каин.
 И она вдруг поняла, что именно его она любила во времена своего человеческого бытия. Тоска, невыносимая, беспросветная от невозможности что-либо вернуть, исправить, сдавила её, подоравла волю, рассудок. Внешне она держалась как всегда, но внутри начался разлад. Поэтому она и предложила Гервасію шанс, возможность вернуться в живой мир. Поэтому и не обратила внимания на обман и последующую игру не по правилам. Ей уже было всё равно. Слабая попытка (“-Ты ваюеш не па правілах, Выліваха, - сказала Смерць. – Ты аддаў мне гэтага латніка і, значыцца, павінен замацавацца вось тут, а замест гэтага...” – “-Каму павінен?”...) ничем не закончилась. Смерть сдалась, хотя и делала вид, что это не так.