12. О чем я говорила с Вовкой в мегаполисе

Иринга Тулуханова
   


  Из серии "Ностальгия по детству"
                "  А я хочу, а я хочу опять
                По крышам бегать, голубей гонять,
                Дразнить Наташку, дергать за косу,
                На самокате мчаться по двору  "
               
                (Из песен "Ласкового мая")

       Предисловие.
   С тех пор, как мой муж стал зарабатывать таки больше меня, я стала таки домохозяйкой.А это,сами знаете, занятие нелегкое.Если на работе за неделю можно было прочитать "Сагу о Форсайтах", то дома день пролетает незаметно в увлекательном мытье посуды и в разнообразном мытье полов. Разговоры по телефону стали надоедать, и я переместилась в "Одноклассники". Здесь тоже не сахар. пока ознакомишься, кто сегодня у нас наиболее красавица, а кто просто великолепно выглядит, день клонится к закату, а пришедший муж на кухне готовит сам себе пять блюд из вчерашней яичницы. Неудобно как-то, но это гораздо лучше, чем , если бы я ему дверь открыла не сразу, а потом тактично сказала :"Это не то, что ты подумал".
    Дабы к этому дело не клонилось, я решила заняться писательским ремеслом,к тому же  дома более, чем богемная обстановка.Такой плотности живых классиков на квадратном метре обычной квартиры я не встречала нигде. У Дарьи Донцовой и то меньше. Но о том, как мы были у нее в гостях, я расскажу позднее, возможно, с фотографиями.Фамилий живых классиков я называть пока не буду, хотя это не проблема, на очередном межлитературном событии я спрошу, кого называть в своих бессмертных произведениях, а кого пока не трогать. Но думаю,Николай и Лидия , писатель, написавший роман "Суперстена " в восемнадцатилетнем возрасте, спектакли по которому всегда с аншлагами идут до сих пор у нас в Иркутске, и не все на них попадают, а уж книгу найти и днем с огнем , а жена его -и поэтесса, и муза, Лиля Брик нашего времени, против не будут, т.к. это они сыграли свою нешуточную роль в создании нашей семьи. Могу похвастаться , что это именно у них дома я познакомилась со своим мужем, переводчиком со многих языков,да еще и поэтом, членом Союза Российских писателей.
         
              А вот и сам рассказ.

    Так что именно Кринберги занесли вирус кринбергианства в наш дом, а сейчас я хочу рассказать, кто занес в мою голову вирус хулиганства.

    Это был Вовка , приезжающий из Москвы каждое лето и каждые каникулы.Мы с ним и наводнения устраивали на огороде,когда опрокидывали бочки с водой , и бутылки собирали,мечтая их в Москве сдавать, так какr у нас их не принимали, и шахту "АнВаИрВо" копали, и уголь там добывали, который Вовка тайно от деда из угольника таскал. А почему так шахта называлась? Андрюша, Валя , Ира, Вова. Вовка все время что -нибудь выдумывал. Он даже на велосипеде ездил по-особенному. Я, если на скамейке сижу, он с велосипедом выйдет, сначала круг по поляне сделает, а потом только подъедет. Один раз мы с ним в трубе ледяной застряли , в трубе, которая под дорогой идет, через нее вода льется, так вот зимой она заледенела, а мы поползли и уже на выходе застряли ни вперед и ни назад. Сначала плакали, а потом по одному полезли и вылезли. А когда он буквы узнал , я к нему прихожу, а он на большой картонке старательно выводит углем . Я-то старше была и спрашиваю что это ты тут пишешь, а он Серафима дура . Это он про соседку, а она не была дура, он просто говорит я еще не все слова писать умею. Я и поразилась словарным запасом письменного языка.
     А как он, городской житель, умел грибы в лесу находить! Грузди он вообще наугад искал, листья раскапывал, а там - грузди. Цветы он тоже охапками рвал, а потом их в ведро. Ну, мы все их в ведра ставили или в трехлитровые банки.

     Про деревню мы с ним вспоминаем часами и днями , особенно, когда в его большом саду сидим, чай из самовара пьем, из самовара моей бабушки, я ему подарила, когда он сломался, а Вовка его как-то отремонтировал, память о детстве, говорит.

     Вспоминаем, как у нас в деревне тимуровская команда появилась, когда старшие мальчишки и девчонки книжку "Тимур и его команда" проходили.И что интересно, сразу же квакинцы образовались. Они , правда, наши добрые дела не разрушали, да мы только дрова в поленницы складывали да тополя и завалинки белили, а квакинцы стали в огороды за огурцами лазить, хотя этих огурцов летом было море, мы вечно на заборах да на пряслах сидели и эти огурцы хрумкали. А эти квакинцы, а мы к ним тоже иногда примыкали, а что , интересно ночью в огороды через забор прыгать,когда мы книжку прочитали, всем захотелось по огурцы за острыми ощущениями ,наверно, а не ради огурцов, конечно, так вот эти квакинцы, чтоб им не попало, в собственные огороды и лазили по ночам. А то, что мы попутно по грядкам пробегали, то это уже не "спецательно", как Андрюшка говорил,а случайно получалось.

     А один раз мы в сады пошли по смородину в соседнее плодово-ягодное село, тоже ночью, с ведрами, там же сторожа, от них же интересно прятаться, по земле ползти, а потом убегать и рассказывать, кого поймали. Так вот, когда я домой полный бидончик смородины принесла, бабушка мне и говорит, ну и к чему, у нас своя осыпается, собирать надо , еще дня два и пропадет,двадцать кустов все-таки, жалко, вы лучше бы к нам залезли, чем она на земле паданкой валяется, а паданку никто с земли тогда не собирал.А когда мы в следующий раз к нам за малиной залезли, она ругалась, говорит, малины-то мало, один куст всего, ягод мало, второгодка, а вы больше веток наломали. Надо потом, когда разрастется и из огорода сама попрет.

   Вот чего Вовка точно не умел, так это через забор прыгать, наверно, у них в Москве заборов не было. Даже если на забор вскарабкается, потом его все равно надо было или снимать, или скидывать, но не оставлять же его там.

   Сейчас мой друг детства занимает немаловажный пост ,не скажу, в каком министерстве, и живет на Рублевке. Когда мы первый раз к нему приехали с семьей, я поняла, что там далеко не шоубиз тусуется. Но поскольку Вовка с детства знает, какая я сдержанная на язык, то всегда, когда мы приезжаем, у него других гостей нет, и на входе  требует, чтоб я фотоаппаратик -то оставила в первой по счету прихожей ,или как там у них это называется - комната 20 на 30 с массой телевизоров, компьютеров, охраны. В общем, не буду говорить, а то это говорить тоже нельзя.

   Вовка сказал, что и фамилию его называть тоже нельзя, и дом описывать нельзя, и о семье ничего нельзя. Так он бы нас в "МакДоналдс" сводил бы да и все за свой счет, ему б дешевле было, и я бы ничего толком не увидела. Приехал бы на "Москвиче" , а он один раз на нем и приехал, и на нем он меня до аэропорта вез. Я ему говорю так тебе не стыдно на москвиче по Москве ездить ты у нас в деревне-то в советские времена на "Волгах" рассекал с пацанами на танцы в соседнюю деревню или на рыбалку, а он Сиди молчи пока я тебе по башке не стукнул.

    Так он-то конечно меня с удовольствием бы в "Макдоналдсе и помурыжил с семьей, но я же на весь "МакДоналдс " буду орать, "смотрите , люди, с кем я сижу"  и  "Где папарацци, я требую папарации". Поэтому он нас сразу из аэропорта к себе домой, а к себе ли домой не к себе науке это неизвестно, бывает, что он каждый раз в разные места нас везет.

    А почему везет, потому что интересно ему кто там как в нашей деревеньке живет а приехать туда ему нельзя и он только по какой-то спутниковой связи нас там смотрит. Он говорит хочешь счас каждый дом увидим а я так не хочу мне так неинтересно я лучше туда съезжу а потом все новости на хвосте привезу кто женился,  кто родился, кто... Ну, ничего.Все там будем.

    Так что мне теперь неудобно про то, что мы творили в детстве , рассказывать. Или надо название менять.Возьму паузу, а потом подумаю,как дальше писать.

    Ладно, налила я себе растворимый кофе, мы тут самый дешевый инстант стали покупать первый раз по приколу купили баночка такая российский кофе индийский кофе гости элитные должны были прийти мы и решили приколоться что мы вон как перебиваемся вы бы посодействовали а они гости пьют кофе и говорят что-то мы по вкусу не отличаем от Макгрегоров дорогих и мы не отличили вот мы и стали приходим в "Бонус" и говорим дайте самый дешевый кофе банок двадцать а на нас вся очередь оглядывается то ли мы дураки то ли спекулянты а спекулянтов -то счас сильно  нет в общем озадачиваем всех я вообще люблю людей озадачивать это мы с Вовкой с детства научились озадачивать .
 
    Что характерно Вовка мне не доверяет на предмет серьезных тайн и он прав.Меня пугать не надо и подкупать не обязательно мне один вопрос задай я все выложу и сама еще пива поставлю чтоб меня кто-то слушал говорить люблю а думать забываю потом думаю в общем у меня отдельно сегодня говорю а послезавтра думаю о чем это я там разглагольствовала. А говорят что сначала нужно думать потом говорить а потом только делать . Так так сильно долго получается поэтому я первый и третий пункты пропускаю и мой мозг порой в неведении что там язык говорит а что там руки делают.Каждый орган своим делом занимается и между собой они не контачат. Не ну иногда я такая планерку собираю ну-ка мозг иди сюда ты вчера где был . А он а меня вчера на отключку руки поставили они бокал за бокалом заливали в твою умную голову а язык воспользовался ситуацией и выдал всю информацию что хранилась по грифом секретно. Поэтому личная моя жизнь ни для кого секрет, хотя некоторые эпизоды для меня самой секрет.Потом вернусь к этой теме и попытаюсь вскрыть эти темные пятна на карте моей биографии.

       Так а мы сейчас с Вовкой по-другому хулиганим. Мы начинаем из себя политиков изображать и на серьезные темы разговариваем.

    Я главно Вовке все время говорю вы чем там занимаетесь вы сделайте для людей что-нибудь а он я один что ли решаю а я возьмите меня туда я быстро народу жизнь улучшу а он уже привык к таким моим подковыркам а сначала -то он глаза закатывал и валидол у домработниц просил а сейчас привык и ехидно так ну а что на этот раз ты предлагаешь а я сделайте пенсионерам пенсию по 2 штуки баков пусть они тоже на Багамах отдыхают как иностранцы а он сиди молчи мы сами не против а у нас тут вся система повалится и будем жить как твои иностранцы теперь ты посмотри что у них там творится понаедут к нам тут всякие и мы потом коренные россияне будем по одной половице ходить а на другую поглядывать как бы что не сказать как бы не ущемить чьи национальные и вероисповедальные
традиции а мы в России родившиеся и живущие привыкли к свободе сиди  молчи  лучшее враг хорошего а то один раз улучшили еле-еле страну догнали а то эти антанты и трианоны так и смотрят что страна большая так и хотят отчекрыжить по кусманчику а у нас чтоб тут было небо в клеточку сиди не лезь куда не надо Россия она с древних времен большая и пусть она такой и будет нам чужого не надо но и свое мы почему должны отдавать пусть и наши правнуки тоже поют Широка страна моя родная.

    пойду еще кофе налью и продолжу.

он тоже как я его достану Вовку-то , друга детства, тоже разволнуется ты что думаешь мы тут боги сидим мы тоже бывает горшки обжигаем и сами бывает обжигаемся а бывает что и горшки разбиваем. Оно же нигде не написано как надо это теперь все умные стали надо было тогда революцию не делать счас бы жили как в Швеции так там страна маленькая там порядок -то легче навести у вас в маленьких городах порядок? ну и вот а чем больше территория тем сложнее угадать как надо Вон и Ленин хотел как лучше он что для себя старался с его-то головой он бы такой бизнес отгрохал там Саввы Морозовы даже рядом не стояли бы катался бы по заграницам на минеральные источники да и строил глазки проходящим барышням а он-то хотел для страны . Кто проблему всеобщей безграмотности решил каждую старуху читать научили и расписываться а раньше крестики ставили а кто под чем крест поставил поди разберись кто сказал всеобщая электрификация и точка.А что хуже стало, когда к каждому дому подвели лампочку Ильича при лучине и свече как жили.
 
     А Вовка мне , ты расскажи мне ,Мата Хари нашего двора, как ты моей охране про мужа  как про разведчика заливаешь, и я начинаю.



    "Что характерно когда к Вовке кто-нибудь все же приезжает он их в другом доме принимает а меня туда не зовет а мужа моего зовет хоть он с ним детство не проводил. Оно и понятно муж мой за весь день может три фразы сказать да нет  затрудняюсь ответить его вообще за глаза все Штирлицем зовут или Рихардом Зорге. А что знает не менее 15 языков на многих без акцента все читал историю разных стран с палеозойских времен знает с ним словаря и энциклопедии не надо я некоторый раз думаю мне его не Вова ли подсунул по-дружески через этих писателей  чтоб я поменьше знала и поменьше говорила .А why бы и not?

    Я о муже после десятилетней совместной жизни знаю не больше, чем соседи.Родился он где-то в Наро-Фоминске, что Москвой попахивает. Учился он в МГУ на факультете восточных языков , хотя тут уже не точно, состоял в какой-то партии, в какой не скажу, мы , когда мимо Охотного ряда проходили , встретили лидера этой партии и даже типа разговорились но фотать они мне не разрешили. В детстве мой муж с родителями переезжал из города в город из страны в страну почему он много языков и знает в каждой стране он сразу знает куда идти в Москве он пешком все закоулки знает ну это ладно почему куда в Москве мы бы ни пришли он сразу куда-то проходит а меня охранники чаем развлекают и сериалы включают за границей он все адреса посольств знает и туда его пропускают а меня в ближайшем кафе какой-нибудь смазливый boy , которому я внезапно понравилась, горячим шоколадом угощает.

     Ну, ладно Мата Хари из меня никудышная раз я за собственным мужем уследить не могу, когда мы за границей Кстати, почему как нам за границу так всегда какая-то акция и билеты 3 рубля 50 копеек. Самое смешное, что он там сразу в первый день уходит на какие-то литературные вечера это с утра-то.Самое смешное если мы в какой стране находимся он сразу на языке этой страны говорит с местными и сразу пишет стихи в каком-то каждый раз новом подаренном в аэропорту ежедневнике на языке этой страны и еще клинописью. А клинопись - там вообще для меня непонятно Я уж не говорю что у него всегда несколько диктофонов и что у нас он в чуть ли не в"Секонд хэндах" одевается,а там в первый день он на какие-то распродажи в дорогих магазинах попадает, мы все время какие-то тысячные клиенты и нас проводят в дальний кабинет и там нам на тележке прикатывают  целый ворох одежды , и по одному евро мы там все это покупаем.

Ну, правда, по-разному бывает. Например, в Японии он  просит меню на диалекте какой-нибудь провинции,и официанты начинают удивляться и заканчивается тем, что хозяин заведения его в свой кабинет приглашает выпить саке или виски со льдом, а я сижу в зале и давлюсь ихней национальной кухней с каким-нибудь местным, которому я сразу понравилась."

  А когда Вовка нас в аэропорт провожает, он говорит   А вы там в деревне сидите надо было так, а не эдак .А есть разве учебники в которых написано в такой ситуации это делайте а в такой это . На ходу соображаем.На ходу подметки рвут.Не успеешь здесь сделать там  поломалось .
    Давай лучше детство вспоминать.Вот уж время беззаботное.Ты лучше о своем темном прошлом расскажи ты где родилась для начала.

    А я говорю, давай тогда в кафешку завернем, время еще есть. И начинаю о собственной биографии грудного детства размышлять. Почему-то я родилась в другой стране , и почему-то у меня несколько фамилий, и документы есть, в связи с чем эти фамилии менялись. Где я родилась, два свидетельства о рождении, в одном там поселок, а в другом там город с этим же названием. Почему-то отец все время с матерью разводился и меня из страны в страну на самолете возил,грудную, а потом он умер, я и осела у бабушки, а сколько мне лет, со слов бабушки определяли, а она то так, то так скажет. А в четыре года я уже читала и писала, и на счетах считала, а может, мне больше было.

     А я когда в институте училась перед экзаменом волновалась и во сне на английском заговорила, а девочка со мной ночевала, она испанский изучала, вот она и пустила слух, будто я на чистом английском длинные тексты выдавала, а не может этого быть, я к иностранным языкам не способна.А та девочка, одногруппница, и говорит а ты где родилась-то, а я не всегда могу сразу сказать, потому что там трудное длинное название и я порой в свидетельство заглядываю, а оно не всегда при мне. А она, а где у тебя мать-то? А я не знаю , а она так она у тебя живая или нет, а я да наверно живая а может нет, я ее с семи месяцев реально не видела.И фоток нет, вроде там еще брат с сестрой старшие были, но и это все, что я могу сказать. А она мне темная у тебя биография

    А я же не виновата, половина бумаг потерялась при переезде и мне здесь их паспортистка делала по доброте , потому что надо было в школу идти. Я , правда, на английском иногда без акцента говорю, когда разволнуюсь или когда наоборот расслаблюсь, но в основном я двух слов связать не могу и даже "yes" говорю как "ез".

    А то, что я в конце застолий на украинские народные песни перехожу, так это просто, во-первых, у нас полдеревни с Украины, мы все в детстве г фрикативное говорили  "Гала у дома стирает трошки осталось нема носить бо мы пийдем в магазин хлиба куплять".
 
    Так у нас в деревне не только украинци таки проживали, у нас кое-кто и в землю обетованную рванул, они нам оттуда звонят и новые вещи  привозят, которые там на дорогах лежат.А которые в Германию уехали , они нам старухам оттуда ковры отправляют. Я говорю дорога дорогая а они что теперь там ковры по улицам валяться будут .А один мой одноклассник с Эстонии так мы маленькие немножко умели по-эстонски говорить, а потом забыли, а он самым высоким в классе был , а мы к нему домой ходили толпой "мед исти" с хлебом круглым самостряпаным. Так ему с родины бумага приходила после 86-го , что можно туда ехать, там их родовой дом, он мог приехать на себя переписать дом ,который во время советской власти был у них отобран, так мой одноклассник Арвидас не поехал "Пушай, - медленно сказал он  через три недели после письма,-не поеду я тудой, я и язык не знаю и тамошнюю родню не знаю, я уж здеся привык." И остался.

      Там если про всех рассказывать, так и книги не хватит.И репрессированные , и сосланные, и во время голода с запада приезжали, и о том,как Колчак через нашу деревню проходил.

     Это надо отдельно рассказывать, а я не успеваю, у меня опять ужин не готов, а муж в дверь уже стучит скажет че так долго не открываю.

     А муж прочитал и говорит : "Ну, ты вообще завралась ".