Мама умерла от голода

Александр Васильевич Стародубцев
 ЩЕРБАКОВА ВАЛЕНТИНА ФЕДОРОВНА

Щербакова Валентина Федоровна родилась в июле 1938 года в городе Ленинграде. Родители -- Солдатов Федор Кузьмич и Ефросинья Евстафьевна. Старшая сестра -- Антонина.

Беда пришла в их дом за год до войны. Отец, работавший на стройке мастером, сорвался с лесов на высоте пятого этажа и разбился. Приехавшая на похороны брата тетя Поля, желая облегчить участь невестки и дать ей возможность пойти на работу, увезла двухлетнюю Валю с собой в Селижарово, Калининской области.

Когда началась война и вражеские полчища хлынули на нашу землю, мама кинулась вернуть домой младшую дочку. Поезд разбомбили в двухстах километрах от Ленинграда. Обратно пассажиры возвращались пешком. Самолеты гитлеровцев на бреющем полете пролетая над головами беженцев расстреливали людей из пулеметов. Много женщин и детей было убито и искалечено. Ефросинья чудом уцелела.

Вернувшись в Ленинград, мать работала на строительстве оборонительных укреплений. Уезжала из дома на целые недели. Старшая сестра оставалась дома одна. При воздушных налетах все население горда укрывалось в бомбоубежищах. А Тоня забиралась под диван и цепенея от ужаса, пережидала бомбежку. Бежать в убежище  она  боялась, думала, что там ее завалит землей.

Мама оставалась с ней в городе. Они существовали на скудном блокадном пайке. Дошло до того, что пришлось варить остатки казеинового клея и этой похлебкой спасаться от голодной смерти.

Однажды соседи позвали Ефросинью откапывать заброшенную яму, куда пищевая фабрика до войны сбрасывала испорченную продукцию. Испорченная фруктовая продукция только на время отодвинула надвигающуюся трагическую развязку. Зимняя стужа гуляла по комнатам их пустой квартиры, когда они сожгли остатки мебели. Мама заболела и не могла вставать с постели. Водянка, зловещая предшественница голодной смерти все больше одолевала ее слабеющее тело.

И тогда одиннадцатилетний ребенок, уложив маму на санки, сунув в изголовье скудные пожитки, двинулся через замороженный город на Ладогу к "дороге жизни".
Сколько она прошла -- не помнит. Их подобрали. Посадили в одну из теплушек эшелона уходившего на большую землю.

Мама на ноги не вставала, Слабела и таяла на глазах. Не доезжая Бологое, на станции Медведево, Тоня побежала за кипятком, а когда вернулась, мама лежала без признаков жизни.

Убитую горем сиротинку соседи по вагону уговорили просить милостинку у воинского эшелона, стоявшего на соседнем пути. Фронтовики приняли ее в свой вагон и накормили. Дали денег. До самого Селижарова перепоручали ребенка из эшелона в эшелон со строгим наказом довезти до места.

У тети Поли Тоня нашла трехлетнюю сестренку Валю. Но через год обе они, в силу трагических обстоятельств, оказались в детдоме поселка Максатихи, что в полутора сотнях километров на северо-восток от города Калинина.

Незримая тень набегает на лицо Валентины Федоровны, когда она вспоминает проведенные в детдоме военные годы. Какие же нужно было выстрадать невзгоды, если четырехлетний ребенок запомнил пережитое на всю жизнь? Говорит она неохотно -- было холодно, голодно и тоскливо. Единственное утешение -- старшая сестра. Она на всю жизнь стала для Вали -- мамой.

Утро дня Победы Вале запомнилось необычной тишиной в спальной комнате. Было уже время вставать, но никто не приходил будить детей. А потом в комнату вбежала радостная воспитательница и воскликнула:
-- Дети! Война закончилась! Мы победили! --

Ой, что тут началось... Ликующие ребятишки носились по комнате. Прыгали по кроватям. Кидались подушками. И никто им, впервые в жизни, не мешал.
Когда болел И.В. Сталин, ребятишки бегали через дорогу в контору колхоза слушать радиопередачи о его болезни. Умер он 5 марта 1953 года. Воспитатели и дети плакали...

Восемь классов средней школы Валя закончила в 1954 году. Поступила в Торжокскую швейную профтехшколу. Закончив обучение, была направлена в Саратовскую область.
Но через год вернулась и стала работать на Торжокской золотошвейной фабрике.

Сначала трудилась в цехе ручной вышивки. Накинув на пяльца детский костюмчик или платьице, украшала его ласковыми узорами. Одинаково ловко вышивала гладью или крестиком. Столь же сноровисто могла облагородить вышивкой покрывало, наволочку или любое полотно спального обихода.

Через четыре года освоила вышивку машинную. А еще через пять стала работать на тамбурной машине. Работа эта требует большого умения и сноровки незаурядной. У нее получалось, успевала до конца работы солидный задел приготовить и на завтрашний день.

На общем собрании товарищи по работе пожаловали Валентину званием:" Отличник соцсоревнования". Доверили защищать интересы рабочих цеха, избрав Председателем цехкома. Эти хлопотные обязанности она исполняла более пяти лет. За добросовестный труд Валентина Федоровна получила много Почетных грамот. Отличительных знаков. Она имеет звание: " Ветеран труда". За бескорыстную помощь больным людям , ей присвоено звание -- Почетный донор. А еще Валентина Федоровна любит петь. Не на завалинке. На сцене.

И людей повеселить умеет. За минувшие годы она немало порадовала зрителей хорошими песнями и повеселила задорными юморесками.
В 1959 году пригласил ее на танец симпатичный парень женя Щербаков. А потом еще. А потом проводил домой. И на следующий раз тоже. Так они стали женихом и невестой. А через полгода -- мужем и женой. В их семье два сына. Оба взрослые.

Отдых она заслужила в 1993 году, отработав на фабрике 35 лет.
Дом Валентины Федоровны стоит напротив фабричного корпуса, на другой стороне Калининского шоссе.

Вечером, задергивая портьеру, она обязательно глянет через дорогу, окинет взглядом ярко освещенные окна родного цеха.