Николай Рыбников

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры


13 декабря 1930 - 22 октября 1990
Народный артист РСФСР (1981).
Премия журнала "Советский экран", лучший исполнитель эпизодической роли в фильме "Выйти замуж за капитана" (1985).

Был женат на актрисе Алле Ларионовой (1931-2000).

Просто любимый актер. На все времена. Мороз по коже после любого эпизода с его участием. Даже в как бы смешных «Девчатах». Не говоря про «Весну на Заречной улице» и «Высоту». О реакции на первые же аккорды «Когда весна придет, не знаю» просто молчу. В его исполнении! Везде подлинный. Всегда свой. Национальный тип. И даже подлецы в его интерпретации обаятельны, отчего еще более опасны (Котька Григоренко в «Тревожной молодости», зек в «Гибели империи»).
 
Но «Ты мне улица родная»… И отсюда – бесконечное доверие и любовь народа. С улицы. Про особняки не скажу.

Чем брал? Если о красоте… Не лубочный же молодец. Глаза не блюдца. И плечи не сажень. Рост тоже не шкиперский. Ранняя седина…  Но что-то было в нем завораживающее: дико и намертво. Как вяжущий привкус бергамота с черемухой, так его взгляд, его тембр, его аура, его таинственный магнетизм вязали по рукам и ногам всех женщин Союза.

Впрочем, разве только первые парни на деревне, разухабистые бригадиры и удалые командиры («Чужая родня», «Семья Ивановых», «7-е небо», «Потому что люблю», «Кочубей», «Нормандия – Неман», «Война и мир», «Им покоряется небо»)?

Весьма неоднозначен для идеологической прямолинейности начала 1960-х образ солдата - эсера - большевика - генерала Семена в мало чтимом фильме «Две жизни»*. Не все в нем вызывает симпатию. Ибо - не плакатный герой, а живой человек на скрестном сломе времен и судеб, в жизненных – трудных и противоречивых - обстоятельствах, чреватых ошибкой и проступком. Хотя, казалось бы, и «красный» (в пику опять же далеко не безусловно "плохому белому" - князю Нащокину в партитуре Вячеслава Тихонова), и снято в идеологические неколебимые 1960-е…

Отмечу редкий комедийный дар, который еще реже дозволяли проявить. А ведь это очень трудно - после триумфальной десятилетки под довольно серьезным  пресс-клише «Лицо поколения», да еще имея ярко выраженный тип положительного героя, - и начать смешить...
 
Обожаю тандем Николая Рыбникова с Виктором Павловым в «Уходя - уходи». Скромная троечка пятиминуток – и воистину, ядерный эффект?! Какой же арсенал комических средств прокисал недооцененно и бесхозно не пятилетку, и не две!

«Выйти замуж за капитана»: полнеющий, плотоядный, плешивый, похабный... короче, скабрезный тип. Коммунальный  кобелек и кляузник, скандалист и трус… И это всё - бывший «секс-символ» 1950-х! Не убоявшись метаморфоз, не прогадал. Кажется, за эту роль второго плана Николая Николаевича  «произвели» в «Актеры года-1985»...

А ведь, ей-ей, такие «пятиминутки» стоят увесистых серий и даже сериалов. Ежели у теперешних штамп-серийщиков наберется таланта, энергии, запала, не говоря о запасе, хотя б на минуту такой игры, - уже хорошо. Не говоря про зрительскую отдачу – эту вечную «пятиминутку» благодарной памяти. Пять минут, даже минута – но навсегда!

Умер рано, но славно. Баня, коньячок. Уснул и остался. В вечности…

* Подробнее: "КинОкрошка. Эмиграция совести" - http://proza.ru/2011/11/26/541


Из биографии ("Кино-Театр.Ру")

Родился в городе Борисоглебске Воронежской области. Мать — Клавдия Александровна, домохозяйка. Отец — Николай Николаевич, выходец из простой рабочей семьи. Вырос в Сталинграде, где закончил железнодорожную школу.

Николай Рыбников рано остался без матери. В 1944 году уехал в Сталинград его отец Николай Николаевич. Сын перебрался к нему. Некоторое время они жили вместе, но отец вскоре умер. Во время учёбы с немалым успехом выступал в художественной самодеятельности. Хотя начал учёбу в медицинском институте, решил стать артистом и в 1948 году отправился в Москву поступать во ВГИК.

Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (1953, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой). С 1953 года — актёр Театра-студии киноактёра.
Дебют в кино — прошедший почти незамеченным фильм "Команда с нашей улицы", роль Дроздова.

Николай Рыбников стал любимцем зрителей в конце 1950-1960-х годов, исполнив лирически окрашенные образы молодых задорных парней, цельность и чистота, которых раскрывалась в острых и драматических взаимоотношениях с окружающими: Саша Савченко в фильме "Весна на заречной улице" (1956), тракторист Фёдор Соловейков в ленте "Чужая родня" (1956), Николай Пасечник в картине "Высота" (1957), Илья Ковригин в кинокомедии "Девчата" (1961) и др. Лучшие роли в 1970-е годы — Иван Мазаев драме "Седьмое небо" (1971), Девятин в комедии "Уходя-уходи" (1979).

Во время съёмок фильма «Высота» произошли перемены в личной жизни актёра — 2 января 1957 года он женился на актрисе Алле Ларионовой. В июне 1961 года в семье родилась дочь Арина. Николай Рыбников ушёл из жизни утром 22 октября 1990 года в Москве. Актёр скончался в своей квартире от сердечного приступа, не дожив полутора месяцев до своего шестидесятилетия.

Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"