Об идеале, добре, философии и религии

Лев Балашов
ОБ ИДЕАЛЕ, ДОБРЕ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ. Из переписки с Еленой Д.


Елена Д.:

…Тот человек, которого Вы описали — это глубоко порядочные, очень культурные, интеллигентные, с тонкой душевной организацией, высоконравственные, духовно продвинутые люди. В общем идеал получился. А где он? Сейчас все старательно других локтями расталкивают ради своих суперцелей. Перенесла это все на своем опыте — из-за своей честности и доброты всю жизнь мучаюсь. Но если это вложено Богом, то по другому не получается.

Лев Балашов:

Я стараюсь жить в соответствии с таким подходом: добрый человек по-доброму думает о других, о людях. И, напротив, права та сентенция, что дурной человек дурно думает о других. Я убежден: подавляющее большинство людей на Земле вполне добропорядочные.

Вы, наверное, живете не в очень хорошем окружении и поэтому у Вас такие мысли. Постарайтесь взглянуть на людей как бы сказать вселенски и исторически. Люди по своей природе (по своей сущности) добры. Я это доказываю в своих книгах. Почитайте мою "Этику" (см. сайт, раздел "Книги, рукописи").

Я ни в коем случае не прекраснодушный и не идеалист. Тот, кто думает обо мне так, должен подумать о себе, а не дурной ли у него глаз? Камень, конечно, не в Ваш огород (о присутствующих не говорят).

Елена Д.:

Вы меня не очень правильно поняли. Полностью согласна с мыслью, что каждый всех меряет по себе и о других так думает, какой сам. Меня всегда удивляет другое. Вот я, например, человек добрый, к другим отношусь с любовью и пониманием, никого не осуждаю, с этическими критериями у меня тоже все в порядке, очень культурно и доброжелательно со всеми общаюсь (уж поверьте на слово),но вдруг начинаешь замечать от некоторых недоброжелательство. Нет, я, конечно, все понимаю — разное воспитание, уровень и т.д. Но по жизни, какое-то детское недоумение не покидает.

Лев Балашов:

Я Вас прекрасно понимаю. Такое и мне приходится переживать. Ну что ж. Надо терпеть, быть мужественным и не терять веру в человечество.
Мне лично помогают такие качества, как жизнелюбие и жизнерадостность. Они "заставляют" меня, несмотря ни на что, не разочаровываться в жизни и в людях.

Елена Д.:

Хочу, уважаемый Лев Евдокимович, по своему невежеству, поделиться еще одной мыслью, по поводу философии, как науки. На мой взгляд, имеет право на существование только религиозная философия, которая имеет в себе стержень и опору в виде Творца. Эта философия имеет право предлагать человеку морально-нравственные и этические категории и оправданно требовать их выполнения. Познакомившись с Вашей новой концепцией категориальной философии, увидела, что слабое место началось, когда дошло до идеи бессмертия, что хоть его и нет, но к нему надо стремиться как к идеалу. А кто захочет стремиться к пустому идеалу. В религиозной философии смысл как раз в этом. Что дает обычная философия человеку, кроме предложения быть хорошим, а почему он им должен быть нет никаких аргументов. Вот и выглядит как простая схоластика. Сегодня, к своей радости, нашла подтверждение этой мысли у древнего Гермеса Трисмегиста, который также утверждает, что имеет смысл только религиозная философия, имеющая основу — Бога. Надеюсь, что донесла свою мысль.

Лев Балашов:

Вы меня очень огорчили этим последним текстом. Значит, я по-Вашему, неподлинный, ненастоящий человек и философ, если не верю в Бога?!
    Меня поражает высокомерие и самомнение некоторых христианских верующих, которые считают, что все остальные (представители других религий и неверующие) как бы недолюди, полулюди, поскольку не знают истины христианского Бога.

А насчет ИДЕАЛА... Очень много в жизни мы ставим и стремимся к таким целям, о которых не знаем, достигнем ли их. Что же, они пустые?! Безрелигиозный смысл идеала в том, что он как путеводная звезда, подобен полярной звезде. По полярной звезде мы ориентируемся в пространстве, хотя никогда ее не достигаем. Идеалы помогают нам ориентироваться в жизни!!! Они координаты жизни... Идеал красоты, идеал добра, идеал человека и т.д. и т.п.

Вот, например, идеал человека, описываемый А.В.Суворовым: Возьми себе в образец героя, наблюдай его, иди за ним вслед; поравняйся, обгони, слава тебе.

Или идеал женщины, о котором говорил В.Г. Белинский: «Есть люди, которые отрицают добродетель и достоинство женщины, потому что случай сводил их все с пустыми и легкими женщинами, потому что они не знали ни одной женщины высшей натуры. И это безверие, как проклятие, служит достойным наказанием безверию, ибо в душе благодарной должен заключаться идеал женщины».

Да, есть идеалы и в жизни. Пределом совершенства в музыке, например, являются Лунная соната Бетховена или Второй концерт Рахманинова. Для меня пределом совершенства в живописи является картина "Девушка, освещенная солнцем" В.А.Серова (см. выше фрагмент картины).

Для серьезно любящего его идеалом является предмет любви. (Любить человека — это значит видеть в нем идеал, — написал я в своей книге «О любви»). И т. д. и т. п.

Мне идея Бога не нужна, чтобы верить в жизнь, в людей, в добро. Идея Бога — это духовный костыль. Я, лично, твердо стою на ногах и не нуждаюсь ни в каких костылях.
_______________________________________

См. также "О самосовершенствовании и следовании лучшим образцам" здесь, в Проза.ру: http://www.proza.ru/2017/11/25/1671