Ко дню памяти Н. К. Рериха

Валерия Павлюк
                О МИРЕ ВСЕГО МИРА

                "Имейте в себе соль
                и мир имейте между собою"
                (Марк. 9:50)

  "О мире всего мира". Не будет ли это моление одной из величайших утопий? Так говорит очевидность. Но сердце и действительная сущность продолжают повторять эти священные слова как возможную действительность. Если прислушаться к голосу поверхностной очевидности, то ведь и все заповеди окажутся неисполнимой утопией.
  Где же оно - "Не убий", где же оно - "Не укради", где же оно - "Не прелюбы сотвори", где же оно - "Не послушествуй на ближняго своего свидетельство ложно", где же исполнение и всех прочих простых и ясно звучащих Заветов Бытия? Может быть, какие-то умники скажут: "К чему и твердить эти указы, если они всё равно не исполняются?"
  Каждому из нас приходилось много раз слышать всякие нарекания и предостережения против утопий. От детства и юношества приходилось слушать житейские советы, чтобы не увлекаться "пустым идеализмом", а быть ближе к "практической жизни". Некоторые молодые сердца не соглашались на ту "практическую жизнь", к которой их уговаривали "житейские мудрецы". Некоторым юношам сердце их подсказывало, что путь идеализма, против которого их остерегали старшие, есть наиболее жизненный и заповеданный.
  На этой почве идеализма и "житейской мудрости" произошло множество семейных трагедий. Кто знает, в основе чего легли многие самоубийства - эти самые неразумные разрешения жизненных проблем. Ведь "житейские мудрецы" не остерегли вовремя молодёжь от страшного заблуждения, приводившего даже к самоубийству.
  Когда же эти постепено обречённые молодые люди спрашивали старших, будут ли в предполагаемой практической жизни исполняться Заповеди, старшие иногда махали рукой, кощунственно шепча: "всё простится". И возникало между этим "всё простится" и Заповедями жизни какое-то неразрешимое противоречие. "Житейские мудрецы" готовы были обещать всё, что угодно, лишь бы остеречь молодёжь от идеализма.
  Когда же юношество погружалось в условную механическую жизнь, то даже книжники и фарисеи всплескивали руками. Но спрашивается, кто же повёл молодёжь на кулачный бой, на скачки, на развратные фильмы? Не сами ли "житейские мудрецы", со вздохом повторяя - "не обманешь - не продашь", усердно создавали разлагающие условия жизни? Когда-то говорилось:"Сегодня маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а послезавтра - большой подлец".
  Именно так, в самых маленьких компромиссах против светлого идеализма загрязнялось воображение и сознание. Темнота сознания начинала шептать о неприложимости в жизни Заповедей. Именно эта ехидна сомнения начинала уверять в ночной темноте, что мир всего мира есть чистейшая утопия.
  Но это моление когда-то и кем-то было создано не как отвлечённость, но именно как приказный призыв о возможной действительности. Великий ум знал, что мир всего мира не только возможен, но и есть тот великий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли путников.
  На разных языках, в разных концах земли повторяется и будет повторяться это священное моление. Неисповедимы пути, не людям предрешать, как, где и когда осуществится идеализм. Действительно, пути непредрешимы. Но конечная цель остаётся единой. К этой цели поведут и все проявления того идеализма, так часто гонимого житейской премудростью. Также будет день, когда так называемый идеализм будет понят не только как нечто самое практичное, но и как единственный путь в решении прочих житейских проблем.
  Тот же идеализм породит и стремление к честному неограниченному знанию как одному из самых спасительных решений. Идеализм рассеет и суеверия и предрассудки, которые так убийственно омертвляют жизненные стремления человечества.
  Если бы кто-то собрал энциклопедию суеверий и предрассудков, то обнаружилась бы странная истина о том, насколько многие эти ехидны и до сих пор проживают даже среди мнящего себя просвещённым человечества. Но поверх всех смут Ангелы поют о мире и благоволении. Никакие пушки, никакие взрывы не заглушат этих небесных хоров. И несмотря на все "житейские" ложно-мудрости, идеализм как учение блага всё же останется самым быстро достигающим и самым обновляющим в жизни.
  Сказано: "Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы?" Именно злосердечие будет нашёптывать о том, что всякое благоволение не действительно и не своевременно. Но будем твёрдо знать, что даже мир всего мира не есть отвлечённость, но зависит лишь от доброжелательства и благоволения человечества. потому всякое увещание по сохранению всего самого высокого и самого лучшего именно своевременно и облегчает пути кратчайшие.
  Пусть благие символы, пусть самые благожелательные знамёна развеваются над всем, чем жив дух человеческий.
  "Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение".

                Н.К.Рерих, 25 декабря 1934г.