Казаком быть общиной жить

Димитрий Крылов
а вот эту статью автор опубликовал в газете "Московский комсомолец в Воркуте" в соавторстве с нашим казаком и журналистом Артемом Матанцевым - Орловым.


В конце июня, а именно 29 числа, Россия, наряду с другими праздниками отмечает и День Возрождения Казачества. Только знают об этом отнюдь не многие. Даже те, кто к этому имеет непосредственное отношение. А между тем казачество, в последнее время, действительно набирает вес в обществе, постепенно возвращая себе утерянный статус реальной социальной силы. Важнейшую роль в этом процессе играет семья и община. Их задача: ни много ни мало сохранить казачество, сберегая и передавая традиции этого непризнанного народа.   

Зрелые размышления о роли и месте Казачества в современном обществе, полемика в периодической и научной печати о гендере в истории русского народа вообще и Казачества в частности побудили авторов написать данную статью.
С 2001 по сегодняшний день  один из авторов (Д. Крылов) этих строк исполнял должность станичного Атамана, а теперь еще и отдельского и на собственном опыте убедился: что сегодня есть община, что есть казачья семья и как все это влияет на процессы Возрождения и Становления Казачества на необъятных просторах России. А поскольку казаки сегодня живут в современном обществе и взаимодействуют с общественными институтами, то  жизнь и повседневная деятельность казачьих общин и объединений оказывает свое влияние и на жизнь всего общества в целом. Некоторыми размышлениями и выводами на этот счет автор и хотел бы поделиться в рамках данной статьи. К сожалению, для подтверждения суждений и выводов приходится использовать материалы из сети Интернет, где многие интересные казачьи сайты и странички просто перестали существовать.
До революции 1917 года все выглядело просто и ясно. Существовало 11 казачьих Войск (сейчас их 12, а скором времени может стать и 13). Каждое Войско имело свою территорию, свои Войсковые земли. Современные исследователи отмечают, что во  всех казачьих областях в целом к концу XIX в. казачество уже не составляло большинства населения. Невойсковое население здесь достигло в совокупности в 1898 г. 52,4 %. Обнаружилась тенденция к увеличению части невойскового населения. К примеру, удельный вес невойскового населения на территории Сибирского казачьего Войска в 1900 г. составил 42,3 %, а на территории Терского казачьего Войска и вообще 80,4 %. Таким образом, даже в исконно казачьих областях к началу ХХ века казаки не составляли подавляющей части населения.
   Казаки всегда жили компактно: в поселках, хуторах, станицах и городах. По месту их компактного проживания возникало казачье самоуправление – казаки выбирали Атамана (хуторского, станичного, городского), который в свою очередь формировал Правление и управлял всей деятельностью общины. Сегодня же потомки казаков раскиданы по всему свету, но они так же стремятся жить компактно и сохранять свои обычаи и традиции.
Что, честно говоря, получается отнюдь не всегда. Архаичное по своей сути казачество просто не в силах органично влиться в современное общество: слишком разные ценностные ориентиры. Тем более сама традиция, сама, неукоснительно исполняемая буква закона на данный момент не представляется столь уж необходимой. Действительно, трудно себе представить менеджера или преподавателя, который спешит на работу в форме и с шашкой наперевес! Кроме того, сами профессии, обозначенные выше, никак нельзя назвать традиционными. Казак – это защитник государственного пограничья. Значит ли это, что все, кто имеет отношение к казачьему сословию, должны быть пограничниками? Разумеется, нет. Так что же делать? Как уберечь казачество от превращения в печальный анахронизм?
– Казаки, как народ, должны обрести правовой статус, ¬– полагает Игорь Некрасов, атаман Межрегиональной Общественной Организации Казачье Братство  «СПАС». – Сейчас существует закон, согласно которому казачество приписано к служивому сословию. Некоторые даже удостоверения получают. Получается, можно всякого в форму обрядить, шашку ему дать и вот он – готовый казак? Нет. Поэтому статус необходим, чтобы общину укреплять, не формально – по удостоверениям, а фактически. А если будет община, то и семья и все остальное тоже подтянется.

***

Как знать? Может быть и прав атаман. Однако вернемся к нашей теме.  Кировская область местом компактного проживания казаков не считается. Однако исследования историка, краеведа, зачинателя Возрождения Казачества в Вятском крае Владимира Меньшенина показали – были казаки и у нас, на тихой северной реке Юг. Царским указом было четко предписано: «Губернатору Вологодскому и Архангельскому выделить пожизненно земли пахотные и сенокосные казакам за верную службу по расширению и приращению земель к Государству Российскому. Дабы и впредь верно служили и были опорой престола, передать те земли потомкам их отныне и вовеки». И жили казаки на берегу северной реки, несли государеву службу, растили детей. Жили по традициям и обычаям. К примеру, последний казачий Круг (общее собрание казаков общины для решения каких-либо вопросов) прошел тут уже после Великой Отечественной войны, когда уже само понятие «казак» стало рассматриваться обществом как отголосок чего-то старого и утраченного. И неудивительно, что в начале Возрождения Казачества в 1993 году на этих землях возникла «Северюковская» казачья станица, позже вошедшая в Кировский отдел Волжского казачьего Войска. И Республика Коми также не является исконно казачьей землей, потомков казаков сюда закинуло разными путями, у них и у их предков были разные судьбы. Архивы северных городов Воркуты, Ухты, Инты, Печеры, Сосногорска, Сыктывкара как правильно заметил нынешний Атаман Братства «СПАС» есаул Игорь Некрасов, еще ждут своих исследователей. И такая работа ведется, и будет вестись казаками Братства СПАС. Мы должны знать историю и помнить свои истоки. И, думаю, результаты этой работы обязательно найдут свое отражение в республиканской и всероссийской печати.
Но вернемся к вопросу об общине и семье. Очень многие (и государство) видят в современном Казачестве только дополнительную полицейскую или военную силу. Военная и государственная служба, охранная и правоохранительная деятельность считаются сегодня уделом казака. С одной стороны это бесспорно. Но ведь не службой единой жив человек. И прав казак по корню, организовавший процесс Возрождения Казачества под эгидой Союза Казаков на Северо-западе России, воркутинец,  Станислав Германович Дронов (ныне Почетный Атаман Братства «СПАС» и председатель Совета Стариков его Вятского отдела, войсковой старшина (подполковник)) – главное СЕМЬЯ и ОБЩИНА. С них все начинается.
Широко известна триада, которую исследователь истории казачества писатель Борис Алмазов приводит в следующем виде:  «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царствие Небесное и славу в потомках». Эта триада означает три вещи. 1. Казаки имеют право на самоопределение, на поиск своего пути. Однако одного происхождения сегодня мало. Сегодня казак – это состояние Духа. (комментарий) 2. Существует некий нравственный идеал, к которому каждый казак стремится. И значит, есть место духовному и физическому росту человека. 3. В жизни казака главное сегодня – Служение (Вере, идее, государству, народу). То есть существует и некий Смысл в той жизни, которую все мы сегодня ведем.
    Владимир Меньшенин в своей книге «Казаком нужно родиться. Казаком нужно стать. Казаком нужно быть. Казачья заповедь. Повествование» (Киров 2004) приводит яркие примеры быта казаков. Тут и проведение Круга, и воспитание молодежи, и забота о вдовах и сиротах. До всего казачьей общине и Атаману есть дело. И все по освященным веками традициям. (как раз сюда ложится комментарий о взаимопомощи и взаимовыручке, об укладе казачьей семьи) И далеко не во всем маститые зарубежные исследователи русской и казачьей истории сегодня правы. Так, доцент истории в колледже Св. Марии в Мэриленде Томас Барретт недавно в своей статье «Не годится казаку жить одному: женщины и гендер в казацкой истории» высказал гипотезу, что казаки вопреки расхожему мнению не являлись женоненавистниками, а в России того времени существовала серьезная гендерная дискриминация.

***

Во многом доцент прав, но далеко не во всем. И я попробую это доказать. Во-первых, женоненавистниками являлись только жители казачьей республики Запорожская Сечь. Женщин на территории Сечи действительно не было. Но также широко известно, что запорожцы жили в Сечи непостоянно, у них были свои дома и семьи, живущие в других казачьих поселениях. Желающие могут перечитать Гоголя, там все это красочно описано, а у Тараса Бульбы целых два сына.
Во-вторых, права голоса казачка не имела только при голосовании на Круге или Сходе казачьей общины. Решение принимали казаки поднятием вверх шашек, нагаек, фуражек, папах. Однако казачка всегда имела и сегодня имеет полное право выступить на Круге или Сходе с просьбой или предложением. И будет обязательно выслушана. И казаки примут решение с учетом ее мнения. Меньшенин в своем исследовании восстанавливает по архивным документам картину проведения одного Круга. На Круге решался вопрос о дальнейшей судьбе двух вдов и их детей. Мнения обеих женщин были заслушаны и учтены, хотя и не полностью. Но сделано это было не от мужского шовинизма, а в интересах общины: дети не должны расти без отца (мальчики – без наставника), а задача женщин-казачек – «казаков пополнять». Поэтому Круг принял решение выдать обеих женщин замуж за казаков общины, а к мальчику приставить наставника из справных казаков. (комментарий Некрасова по Кругу)
Еще несколько эпизодов ярко характеризуют роль и место казачки в жизни общины. На казачьем сайте «Вольная станица» был помещен рассказ «Казачка» о жизни и нравах дореволюционного казачества, когда казачка Наталья Нестерова покончила с собой, не выдержав отношения окружающих и гнета обстоятельств. Но следует также отметить, что оскорбление казачки также никому не сходило с рук. Так в 1914 году провожая казаков на фронт, одна казачка стояла у обочины дороги. Офицер, дворянин, не из казаков, грубо оскорбил ее. И тут же был зарублен подъехавшими казаками.   
Теперь же, в ХХ и в начале XXI  века роль женщин в жизни казачьих общин становится гораздо более значимой. И сегодня о гендерной дискриминации говорить уже не приходится. То есть прав Барретт только в том, что в дореволюционной России такая дискриминация имела место. Сегодня уровень образования наших женщин, наших казачек, уровень их общей культуры, позволяет им принимать активное участие в жизни казачьих обществ. Сложно не заметить влияния на жизнь казачьей общины таких казачек как А.Е. Байкалова (старейшая енисейская казачка) или А.Д.Наумова (войсковая бабушка Иркутского казачьего Войска). Очень часто женщины  сегодня становятся Казначеями, старшинами кошевых служб, ответственными за делопроизводство, воспитательную и просветительскую деятельность казачьей общины. В Братстве СПАС женщины практически с первых дней существования Братства входили в состав Атаманского правления, отвечая за организацию самых разных сторон казачьей жизни общины. И неоднократно имело место награждение казачек Братства за долготерпение и самоотверженное Служение различными казачьими наградами. Атаманское правление Братства никогда не проходило и сегодня не проходит мимо проблем казачьей семьи и с удовольствием отмечает любые успехи на этом поприще.
Таким образом, можно сделать вывод: в дореволюционной России гендерная дискриминация безусловно имела место, но это объясняется общим уровнем культуры в казачьей среде того времени.
Сегодня же этой дискриминации мы уже не наблюдаем. Более того, если казачка оказывает поддержку своему мужу, правильно воспитывает детей, участвует в жизни общины, то это значит, что работа внутри общины поставлена правильно и у этой общины есть будущее. Удивительно, но ответственность за Становление и Развитие Казачества России, казаки,  сегодня, по сути, доверили ЖЕНЩИНЕ. МАТЕРИ, ЖЕНЕ, СЕСТРЕ каждого казака.
Однако не всегда и не везде все получается столь удачно. На вопрос о том, какую роль семья и община играют в вопросе возрождения казачества у нас, в Воркуте, Председатель Совета Стариков Василий Попугаев после непродолжительной паузы печально ответил:
– Почти никакой…
– Почти никакой, - соглашается с ним Атаман Некрасов. – К сожалению, возрождение идет сейчас за счет единиц казаков. Беда нашей организации в том, что мы приходим сюда (в Правление) поодиночке. Было такое, что мы начинали уже приходить семьями, но это начинание развалилось. И в этом, безусловно, наша вина. Не было у нас благоустроенного места, куда можно привести семьи. Что-то детям показать. Заинтересовать чем-то людей.
Теперь такое помещение есть. Казакам, казачкам и казачатам теперь будет вполне вольготно в Центре Национальных Культур, где теперь и находится правление братства «СПАС». Вероятно, если дело только в этом – в вещах сугубо материальных, отныне дело пойдет на лад. Конечно, удивительно, что ответственность за Становление и Развитие Казачества России, казаки,  сегодня, по сути, доверили женщине - матери, жене, сестре каждого казака. Хотя? Чему же здесь удивляться? Так уж повелось и таков он, этот казацкий дух, что если казачка взялась за дело, то будь уверен, читатель, дело – в надежных руках.
Дмитрий Крылов (Киров)
Артем Орлов (Воркута)
лето 2011 года
\на снимке Председатель Совета Стариков Братства СПАС Василий Васильевич Попугаев и терская казачка Ирина Михайловна Бондаренко