Казаки на Русском Севере. Истоки

Димитрий Крылов
Автор родился и вырос за полярным кругом. Родом из Забайкалья и хоть его отца в Воркуту занесло не ветром репрессий, на своем жизненном пути автор сталкивался и сталкивается с потомками казаков, раскиданными сегодня по всему Северу. Именно эти встречи и пробудили интерес – только ли репрессии приводили к тому, что потомки казаков оказывались далеко от мест традиционного проживания – рек Дона, Кубани, Терека, Аргуни, Иртыша, Урала.

Встречаем в одном кратком историческом исследовании……Губернатору Вологодскому и Архангельскому выделить пожизненно земли пахотные и сенокосные казакам за верную службу по расширению и приращению земель к Государству Российскому. Дабы и впредь верно служили и были опорой престола, передавать те земли потомкам их отныне и вовеки . Задумаемся над этими строками. С одной стороны казак-исследователь, непрофессиональный историк пытается дознаться своих корней – откуда на тихой северной речке Юг взялись казаки? С другой стороны  опирается он на документы – это строки из именного государева указа выданного казаку Лавру Шемяке, сыну казака Якова Булавы и бережно сохраненного его потомками. И дата того указа – бурное XVIII столетие. Однако достоверно известно, что казаки на русском Севере жили и раньше.

В своей монографии, посвященной истории сословий в России В.О.Ключевский всех казаков, находящихся на службе Московскому Государю относит к служилым чинам по прибору. Эти приборные чины вербовались правительством из охотников, людей разных классов; преимущественно из людей свободных от государственного тягла. Первоначально  люди этих чинов зачислялись на службу временно только на известный поход и распускались по окончании его. Но в XVII столетии и приборные люди становятся постоянными ратниками, служившими до своей смерти, до старости или до болезни. Эти приборные чины отличались от служилых по отечеству тем, что не составляли служебной иерархии, а считались равными между собой; отличались родом службы, а не достоинством звания……Переход казака в рейтары или стрельцы  был переменой рода службы, а не служебным повышением, каким был, например, переход выборного дворянина в жильцы или жильца в чин дворянина московского.

 Рассматривая состав русской конницы Новгородского разряда, другой исследователь указывает следующее. Заканчивая данные предварительные замечания, необходимо сказать несколько слов о казаках Новгородского разряда – потомках «вольных казаков» Смутного времени, поселенных в уездах Северо-Запада России в ходе их «верстания» 1619 г. Они составляли значительную долю конницы разряда, иногда, вместе с донскими, достигая половины ее состава. Это были служилые люди «по прибору» со своими устоявшимися традициями и спайкой внутри станиц, сложившихся еще в ходе боевых действий. Казаки были равны между собой как по родовому принципу, одинаково отрекшись от сословий предков при вступлении в станицу, так и в материальном плане, неся службу лишь за государево жалованье. Часть казаков, получивших поместья, отличалась лучшим вооружением и «доброконностью», но они также не смешивали себя со служилыми людьми «по отечеству» .

Таким образом, казаков на русском Севере следует рассматривать прежде всего как служилых людей. История Семена Ивановича Дежнева только в очередной раз подчеркивает особенность службы «по прибору». Дежнев родился в Великом Устюге , но увлеченный идеей разбогатеть в Сибири, он покидает родину и поступает казаком сначала в Тобольский, а потом в Енисейский острог. В 1638 г. Дежнев переходит из Енисейского острога в только что основанный Якутский острог. Следует признать, что Семену Ивановичу достаточно быстро удалось выделиться и выбиться в «начальные люди». Неоднократно возглавляя казачьи отряды он выполнил ряд важных поручений, но в историю вошел открытием пролива между Азией и Америкой и основанием Анадырского острога. Дежнев видимо оказался кристально честен – в 1662 году он привез в Якутск государеву казну: 196 пудов моржовой кости и ценные меха. В 1664 г. Дежнев прибыл в столицу и подал челобитную – служа государству он не получал в Якутске жалованья ввиду якутской денежной и хлебной скудности. Челобитную не только полностью удовлетворили, но и назначили Дежнева Атаманом Якутска. Таким образом, следует признать, что устюжанин Семен Дежнев поступив на службу смог сделать неплохую карьеру.

Возвращаясь к коннице Новгородского разряда, следует отметить следующий немаловажный факт. Воеводы по особому строили свои отношения с атаманами и их станицами, при необходимости противопоставляя их своенравным дворянам, доверяя им отдельные «посылки», особенно разведывательные .Таким образом, видно,  что воеводы Новгородского разряда использовали казаков как некий противовес при строительстве своих взаимоотношений с поместной конницей – основой  отечественных вооруженных сил в рассматриваемый автором исследования исторический период. Хотя Курбатов в своей статье больше рассматривает психологические аспекты подготовки русского воина того времени. И опять казаки несколько выпадают из общей картины.

Но, скорее всего это потому что служили казаки Московскому государству станицами и жили также отдельными общинами по всему  Русскому Северу. Это уже потом на Русский Север, в Заполярье потомков казаков загнала советская власть. И дед Владимир Григорьевич Мороз, казачий старейшина из Инты этому процессу был живым свидетельством. Автору статьи посчастливилось пообщаться с Владимиром Григорьевичем в Воркуте в далеком 1999 году. Казак Мороз служил в казачьем корпусе у фон Панвица, а затем много лет сидел в интинских лагерях, но остался тем же кубанским казаком из кремня каким и уродился. Но это совсем другая история. А то, что казаки на Русском Севере издавна поселились это автор обосновать попытался.
6.08.2010             
  1Меньшенин В.И. Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть. Казачья заповедь: Повествование – Киров 2004  с. 6 – 7.
 2 Ключевский В.О. История сословий в России: Полный курс лекций – Мн. Харвест 2004 с.80
  3 Курбатов О.А. Морально-психологические аспекты тактики русской конницы в середине XVII века // Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2003/2004. Новые научные направления – М.: РОССПЭН 2005 с. 194 – 195
 4 Осьминский Т.И. Наш край в истории СССР – Вологда СЗКИ 1969 с.30. 
 5 Курбатов О.А. Там же с. 195