Органический человек Анатолия Макарова

Владимир Костылев
«Органический человек» Анатолия Макарова (ЛГ, 12.12.12).
 
Комментарий к статье Анатолия Макарова "На ком покоится надежда" (Лит. газета № 50 от 12.12.2012; мой ник на сайте ЛГ - Сергей Викторович Копылов).
 
Самым  неотразимым обвинением  в сторону  общества,  погрязшего во всех смертных грехах, ежедневно являющего самые мерзкие образцы человеческих деяний, является обвинение в потере им (обществом), моральных, нравственных основ.  За обличением же следуют призывы к восстановлению подлинной нравственности, к соблюдению порядочности, честности, человеческого достоинства.
Призывы к нравственности, к добродетели, к альтруизму и т.п. раздаются беспрестанно во всех дискуссиях, на всех форумах, во всех статьях, изобличающих  общественные пороки. __

Вроде бы всё верно? Но не понимают эти люди, что обличают и пытаются бороться с симптомами болезни, а не с её  причинами,  не осознают, что нравственность есть производное от более глубинных явлений, только единственно и определяющих подлинную суть  общественного развития со всей его моралью и нравственностью. Симптомы болезни можно в лучшем случае заглушить,  загнать их внутрь, сделать не такими проявляемыми, но их нельзя устранить, не победив окончательно причину болезни. 

Нравственность человека, его моральные качества формируются в процессе его социализации под влиянием всей совокупности окружающих его отношений, связанных с его деятельным участием в них. Приказать человеку быть нравственным нельзя. Человек  ВСЕГДА действует в соответствии со своими интересами, поэтому только формируя и регулируя эти интересы и можно воспитать человека нравственного.__

Когда мы вслед за К.Марксом повторяем, что  сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, а есть совокупность общественных отношений (в которых этот человек существует), мы и имеем в виду, что нравственность человека  определяется этой совокупностью.  Вот почему нравственность людей, принадлежащих к  обществам, стоящим на разных ступенях развития (или воспитываемых в различных социальных,  этнических  условиях)  так различается. Что приемлемо для одних, абсолютно не приемлемо для других. Именно это вызывает острые социальные  конфликты и противоречия.__

Именно эти важнейшие положения науки психологии и преданы забвению. Надо сказать, что данное понимание и раньше не очень-то воспринималось нашей интеллигенцией в силу её предвзятого отношения к материализму и  увлечения различного рода идеалистическими направлениями в психологии. __

Из всей совокупности же материальных общественных отношений, в которые погружён человек, и которые формируют его нравственные качества, основными являются отношения экономические,  определяющие характер его производственной деятельности, непосредственно влияющей на  материальное благополучие человека и его семьи. Для него это – главное, без чего человек существовать не может. Призывать человека быть нравственным  будучи нищим и голодным – верх безнравственности и лицемерия. Вот как писал об этом Людвиг Фейербах: «Если у тебя от голода и по бедности нет питательных веществ в теле, то и в голове твоей, в твоих чувствах и в твоём сердце нет пищи для морали».__

Но может быть, существуют люди, не восприимчивые к успеху, к достойному существованию, к атрибутам общественного благополучия?  Такой «органически честный человек… чести и совести, невосприимчивый к роскоши», о котором с таким пафосом пишет Анатолий Макаров.__

Действительно, прежде чем заниматься науками, искусством, религией, воспитывать детей  и т.п., надо пить, есть, одеваться, иметь жилище. И всё это должно соответствовать тем представлениям об этих  необходимых жизненных потребностях, которые сложились в данный момент в том обществе, в котором живёт человек. Если все живут в хибарах, можно удовольствоваться и хибарой, ибо это никак не повлияет на твой социальный статус. Более того, так оно и происходит. Ибо, если человек не знает о существовании другого качества жилья, других условий жизнедеятельности, он и не претендует на них. __

Но если все вокруг живут во дворцах, а ты – в хибаре, то возникает, как сейчас принято говорить, когнитивный диссонанс,  заставляющий человека действовать, чтобы ситуация изменилась.  «Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах», - пишет Л.Фейербах.__ 

Неудовлетворённость своим материальным положением, вытекающая из осознания своей убогости,  заставляет человека действовать, чтобы изменить его. Все его чувства и помыслы  направляются на достижение соответствующего социального статуса, на приобретение соответствующих материальных благ.__

И, естественно, у человека, униженного своим низким социальным статусом  формируются не самые лучшие человеческие качества. Появляются зависть, жестокость, злость и т.п.  И негативные эти качества проявляются неизбежно, если  человек не видит путей изменения своего статуса, своего материального положения. __

Но Анатолий Макаров относит негативные человеческие проявления к особой группе людей, считая, видимо, эти их качества врождёнными (что совершенно не соответствует современным научным представлениям о биологической сути  человека). Он считает, что «жить красиво лучше всех  получалось у жуликов и воров, на каком бы поприще ни применяли они своё умение». И ему невдомёк, что таковыми (жуликами и ворами) в условиях проводимой либерально-буржуазной политики становились вполне благопристойные и честные до  того граждане. __

Добиться максимума благополучия, «взять от жизни всё», что только можно – свойство человеческой натуры, воспитанное веками рыночных отношений. Способы же достижения этого максимума ещё долго будут самыми разными, в том числе и безнравственными. __ Таким образом, наличие безнравственности в обществе (а она не абстрактна, а проявляется через деятельность отдельных личностей) есть объективная данность, бороться с которой можно лишь изменением самой структуры общественных отношений, в которых действует человек.__

Написаны горы книг о преступлениях, порождённых рыночными (буржуазными, частнособственническими) отношениями. Более того, доказана сама суть этих безнравственных отношений (эксплуатации, экономической зависимости и т.п.). Но по-прежнему бал правят собственники средств производства (ничтожное меньшинство), владеющие не только тем, что и как производится, но и обладающие необходимой властью, чтобы держать  остальных членов общества (подавляющее большинство) в необходимых рамках подчинения и непротивления. __

Вот почему «простейшая мысль» Анатолия Макарова о существовании целого слоя людей (из которых должна сформироваться бюрократия), которые «не берут взяток, не вымогают «откаты», не посягают на государственную казну», людей «чести и совести», является полной утопией, свидетельствующей о непонимании автором сути общественного развития. В буржуазном обществе  безнравственность и всё что с ней связано (коррупция, преступность и т.д. и т.п.) есть имманентно присущее явление, ежедневно и ежечасно воспроизводимое. Способное к ограничению (не более того) лишь только суровыми, драконовскими законами и методами. __

В современной России вот уже  около 25 лет  господствуют либерально-буржуазная идеология и политика (экономическая в том числе), которые не оставляют практически  никаких надежд на изменения в нравственном состоянии общества. Напротив, ситуация лишь усугубляется. Сегодня  суть и смысл 66-го сонета Шекспира актуальны, как никогда. __

Вот почему, Анатолий Макаров в корне не прав, когда пишет: «любая самая продуктивная экономическая доктрина  окажется бессильной, если в обществе утрачены порядочность и честность, что пренебрежение бескорыстием скомпрометирует самую прагматичную идею, что хорошо бы, хоть раз в жизни, попробовать управлять Россией посредством совести. Во всяком случае, о совести не забывая».

Это всего лишь очередной робкий призыв к власть имущим о необходимости помнить о совести, честности и т.п., каких было  в истории бесчисленное множество. Только ничего эти призывы не меняли, кроме, может быть, улучшения материального положения призывающего. __

При социализме, при всех его недостатках, проблемах и т.п. не существовало и доли той безнравственности, которая заполонила, окутала собой всё российское общество.  Имущественное неравенство породило и соответствующие общественные  пороки и будет и дальше это делать.__

На порочной же основе воспитать честность и порядочность невозможно. Нельзя не согласиться с Б.И.Сотниковым: «Буржуазное общество, безусловно, тупиковое направление развития…».__

Современно российское общество безнравственно ещё и потому, что сам переход к рыночным отношениям совершён абсолютно безнравственно. Геополитическая катастрофа крушения СССР привела к гигантскому несправедливому (безнравственному) переделу собственности в пользу узкой группы лиц. И сегодня, по прошествии 25 лет,  это стало особенно отчётливо ясно.  Только решение этой проблемы может  повлиять на характер общественных отношений, способных  позитивно  сказаться  на нравственной  атмосфере общества. Именно на этом и покоится вся наша надежда.