Могилёв - Москва

Светлана Кременецкая
   Села я в Могилёве в поезд, что шёл из Гомеля в Москву. Плацкарт, верхнее место. Все места почти заняты. Мне досталось купе, где уже внизу четверо едут - мама с двумя малышами и бабушка их. Время - одиннадцатый час вечера. Мамочка лежит, обнявшись с малышкой, на вид, годовалой. Бабушка - с внучком лет трёх. Все спят, кроме трёхлетки. Он, в ногах у спящей бабушки, совершенно счастливый, с сияющими глазами. Видно, едет первый раз и потрясён всем - какой там сон!
      
    Крутит головой, привстав, всё разглядывает, прислушивается к стуку колёс, тянется заглянуть в соседнее купе, с любопытством рассматривает меня. Сна ни в одном глазу нет!
      
     Закряхтела малышка, и мама села на койке, увидела не спящего сынишку...И тут началось...Надо было видеть, как она его укладывала, хмурилась и ругалась:
- "Немедленно спать! Отвернись, закрой глаза, завтра не встанешь!"

     Парнишка, послушно клал голову на подушку, но любопытство побеждало, и он снова начинал возиться. Мама вновь налетала коршуном и стращала «неслуха» наказанием ремнём и всякими ужастиками, мальчик, по-видимому, привыкший к строгости, слушал, но мало реагировал, а мама всё распалялась.

- «Мама, а где папа?»,  - спросил мальчик.
- «Дома»
-«Позови его»
-«Откуда он здесь!? Мы же в поезде! Закрой глаза и спи!», нервничала мама.

 Мальчику, видно, ДОМ был везде, где он находился.

-«Мама! Почему мы в поезде?»
-«Мы едем к бабушке! Спи!»
-«Но бабушка же здесь».
-«Ты будешь наконец спать?!!»…

      Возня продолжалась ещё долго…Мне очень хотелось встрять, посоветовать тихо погладить ребёнка, шепотом поговорить с ним мирно, настраивая на сон, а то, может, и позволить ему самому утомиться и крепко заснуть, без стресса и ругани. Мальчик смотрел боязливо, как затравленный зверёк, но природное любопытство ещё долго брало верх, он старательно закрывал глаза, но открывал снова и косился, жмурясь на мать, делая вид, что спит. Потом забывался, и ручки сами собой выпрастывались и танцевали в воздухе, он играл пальцами, вертел одеяло, крутился и привставал…

-«Да спи же ты, наконец, горе моё!»
«Горе» долго вздыхало и сопело…

   Свет долго не гасили. Наконец, сморило малыша…Затих. Мама возилась с девчушкой, она кашляла сонная...

    Я понимала усталую маму и  так и не решилась сказать ей о том, что иногда необходимо выйти из надуманных рамок и правил и позволить ребёнку побыть в своём интересе. Для этого надо вспомнить своё детство… Надо малыша понимать и чувствовать,  любить и уважать в нём личность, не подавляя его потребность в развитии и свободе. Надо быть изобретательной без насилия, применять разные приёмы, зная особенности своего ребёнка. Мы устаём и нам хочется отделаться криком побыстрее, раздражает непослушание…Но... ЭТО НЕ РАБОТАЕТ! Потихоньку растим раба или деспота мстящего, теряем доверие сына или дочери.
    Я тоже совершала все эти ошибки и потом расплачивалась за них. Понимание пришло позже. А как вы думаете?