Таланты мира. Продолжение следует?

Рена Жуманова
    Восточный красавец с проникающим в душу взглядом  и необыкновенным бархатным баритоном  – таким навсегда останется в нашей памяти Муслим Магомаев. Сорок лет на сцене, более двухсот сольных дисков, тысячи поклонниц – вот вкратце история головокружительного успеха певца, без преувеличения названного Легендой двадцатого столетья. В 2012-м году Магомаеву исполнилось бы семьдесят лет. К этой дате и был приурочен гала-концерт  трех московских баритонов, прошедший в зале ДК «Кокшетау».
    Поклонники Магомаева получили поистине бесценный подарок: полтора часа живого звучания ярчайших образцов из репертуара блистательнейшего исполнителя в интерпретации солистов Государственного академического Большого театра России Николая Щемлёва, Юрия Зальцмана и Григория Осипова. Все они представляют фонд «Таланты мира», который на протяжении вот уже десяти лет  является одной из самых мощных концертных организаций России. «Парад трех баритонов», посвященный семидесятилетию Магомаева,– очередная программа в целой серии, разработанной фондом под чутким руководством его основателя Давида Гвинианидзе. Разносторонняя просветительская и благотворительная деятельность, организация конкурсов и фестивалей, сотрудничество с десятками лучших исполнителей мирового уровня стало залогом процветания и секретом конкурентоспособности фонда, гастрольная география которого постоянно расширяется. Астана, Степногорск, Кокшетау – вот три казахстанских города, только за минувшую неделю охваченных визитом московских артистов.
    Программа вечера вобрала в себя опереточные номера, городские романсы, народную песню, эстраду и даже музыку из мультфильмов – ведь жанровый диапазон Магомаева был удивительно широк и разнообразен. Прозвучали ария Мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка» Кальмана, русская народная песня «Вдоль по Питерской», «Мелодия» Александры Пахмутовой, Серенада Трубадура Геннадия Гладкова из мультфильма «По следам бременских музыкантов» и многое другое. Концерт увенчала вереница шедевров Арно Бабаджаняна, с которым Магомаева соединяли узы дружбы и многолетнее плодотворное сотрудничество.   
    Представители среднего поколения слушательской аудитории – а таковых в зале было большинство – увлеченно подпевали любимым песням, подчас срываясь на «аккомпанемент» ритмичными хлопками. Артисты удачно дополняли друг друга, «то вместе, то поврозь, а то попеременно» с блеском интерпретируя репертуар прославленного певца. Каждый из участников «действа» – солист как минимум двух театров, все – лауреаты международных конкурсов и профессионалы высочайшего класса. «Академичность» своего сценического облика и манеры исполнения артисты намеренно компенсировали некоторыми «фишками» на потребу: приплясыванием, шуточными ремарками и заготовленными импровизациями. Так, эффектным «выходом в народ»  с призывом «поцелуй же меня, кума-душечка» несказанно порадовал публику Юрий Зальцман, расцеловавшийся с приглянувшейся ему слушательницей. Заслуженный артист РФ Григорий Осипов под бурные аплодисменты игриво завершил восторженный рок-н-ролльный гимн Москве «Лучший город Земли» словами «о тебе, Кокчетав». И даже самый сдержанный солист трио Николай Щемлёв, единственным из всех сочетающий артистическую карьеру с не менее блистательной педагогической деятельностью, в финале концерта начал пританцовывать. Особые краски в богатейшую репертуарную палитру программы привнес концертмейстер фонда «Таланты мира», истинный «король черно-белых клавиш», лауреат международных конкурсов Сергей Семенов. Его виртуозное владение инструментом позволило в полной мере насладиться камерной версией тех шлягеров, до боли знакомое звучание которых невольно ассоциируется с тембром эстрадно-симфонического оркестра.
    К сожалению, ни полная отдача артистов, ни эмоциональная реакция публики не смогли  скрыть некоторых вопиющих «диссонансов». «Камерный концерт – искусство не для широких масс» – эта горькая истина, с которой борются академические музыканты всего мира, похоже, подтвердилась в очередной раз. Отсутствие афиш по городу, слабая рекламная кампания, ограничившаяся объявлением в «бегущей строке» местного телевидения  стали причиной того, что уникальный для нашего города концерт прошел почти незамеченным. И вопрос «кто виноват?»  повисает в воздухе. «Палкой о двух концах» навсегда останется в памяти меломанов этот концерт, который мог бы стать настоящим праздником. На одном ее «полюсе» – «ополовиненный» репертуар (глубокие расхождения с оригиналом легко прослеживаются по отзывам СМИ из других городов РК и РФ), откуда «предусмотрительно» и обидно для нас были зачем-то изъяты оперные арии. На другом – «горячий прием», невысокую температуру которого наглядно продемонстрировали организационные «косяки»: недостаток рекламы и, как следствие, полупустой зал,  а также вызывающее недоумение полное отсутствие прессы и цветов. Однако, вопреки всему, в феврале наступающего года фонд «Таланты мира» мечтает порадовать кокшетауцев еще одной интересной программой – гала-концертом трех басов памяти Федора Шаляпина. Ведущая концерта, заместитель руководителя фонда «Таланты мира» Марианна Галанина завершила программу пожеланием аншлага, которого, несомненно, достойны подобные нерядовые события нашей культурной жизни. Надеемся, что ее слова не останутся гласом вопиющего в пустыне.

"Акмолинские вести", №50 от 13.12.2012.