Этюд в каплях дождя

Анатолий Андреев 3
Осень. Первое сентября. Задолго до рассвета начался дождь. Он всё шёл и шёл, то усиливаясь, то затихая.

Притихший дождь, мелко морося, неслышно покрывал водяной пылью всё вокруг. Вот  хотя бы такого дождя да в конце мая или летом - дня так на два-три подряд!

Сказать, что это лето было знойным – ничего не сказать!

Ласковое солнышко нежными тёплыми лучами пробуждало уснувшую на зиму природу, прогревала промёрзшую землю. Тёплый апрель, ласковый май – всё в природе изменялось как пописанному.

 Но с конца мая ласковое солнышко постепенно стало превращаться в безжалостного убийцу, уничтожая и испепеляя не так давно, самим же, поднятое и взращенное. Почва под палящими лучами сохла, растрескивалась и превращалась в пыль. Трава и листья деревьев покрывались волдырями ожогов и желтели. За всё лето пасмурных дней, не говоря уже о дождях, можно было по пальцам пересчитать.

А в добавление ко всем бедам от зноя прибавились ещё и лесные пожары, которые всё ближе и ближе с каждым днём приближались, окружая со всех сторон. Смог серым зловонным туманом расползался по окрестностям, проникая во все щели, затрудняя дыхание. По утрам казалось, что тучами затянуло наконец-то небо и вот-вот польёт с небес вожделенная влага. Но не тут-то было! Густая пелена отголосков недалёких лесных пожаров заволакивала городок. И лишь бледный расплывчатый диск солнца-убийцы, едва пробиваясь лучами сквозь эту пелену, отмерял свой путь по небосводу, любуясь с высоты на «плоды своих трудов»!..

А дождь всё шёл и шёл. Усиливаясь, он превращал мелкую водяную пыль в крупные капли, которые впивались в исстрадавшуюся за жаркое лето землю, разбивались об асфальт и крыши домов, барабанили по крышам и капотам автомобилей, подоконникам и зонтам, сползали по стёклам окон, сливаясь в маленькие ручейки, заполняли появляющиеся лужи. Лужи из маленьких постепенно расширялись до размеров небольших озёрец, пополняясь резервом воздушно-капельного десанта сбрасываемого из фюзеляжей самолётов-туч, медленно летящих плотной «армадой» над «театром боевых действий», пядь за пядью, отвоёвывая у суши всё больше и больше территорий.

Люди, стараясь не замочить обувь, искали обходные пути между лужами, перепрыгивали их по промокшим островкам, спешили по своим делам. И лишь беззаботная детвора намеренно лезла в самую середину луж, испытывая на прочность свою непромокаемую обувь, или с диким восторгом проносилась по ним, разбрызгивая накопившуюся в лужах воду.

Было первое сентября. День знаний. Начало нового учебного года у всех учащихся. Мальчишки и девчонки школьного и студенческого возраста, тянулись по одному или мелкими группами, весело переговаривались, делясь впечатлениями о прошедших каникулах, к школам, училищам и колледжам. Школьные дворы постепенно заполнялись, напоминая кишащие муравейники. И только не перестающий дождь, растворял эти собирающиеся группки школьников, загоняя их под крыши в помещения.

Особенно, обидно было за первоклассников. Промозглая, дождливая осенняя погода подпортила своей серостью этот торжественный и памятный, для каждого человека, день. Обходя и перепрыгивая лужи, так, чтобы не забрызгать до блеска начищенные ботиночки, лакированные туфельки и белые колготочки, взволнованные «перваши» в сопровождении, не менее переживающих родителей, спешили к школам, пряча под зонты и капюшоны, накрахмаленные белоснежные воротнички и пышные банты, шурша целлофановыми обёртками ярких букетов, забрызганных каплями дождя.

Торжественные линейки были перенесены в спортивные и актовые залы школ… Я вспомнил такой же день - 1 сентября 1998 года. Вот так же накрапывал дождь, и я вёл за руку дочь-первоклассницу на первый  в её жизни школьный урок. И так же торжественное мероприятие перенесли в тесный школьный спортивный зал, который с трудом вместил в свои стены школьников, учителей и всех желающих присутствовать на этом мероприятии. И как ни старались организаторы и участники этого действа, впечатление было подпорчено теснотой и скомканностью всего происходящего. Я пытался запечатлеть всё это на видеокамеру, взобравшись на деревянный короб, закрывающий радиаторы отопления. Видео получилось соответственным окружающей обстановке. В кадр постоянно попадали размытые головы, руки…

А дождь всё шёл и шёл. Завершив дела в городе, мы отправились в обратный путь, загрузившись в маршрутную «Газель». Микроавтобус быстро проскочил по посеревшим, от низко ползущих по небу туч и стены дождя, городским улицам, сделал три остановки,  обновив состав пассажиров, и выехал за город.

Дождь лупил по крыше и лобовому стеклу маршрутки, дворники методично размазывали по нему крупные капли, которые, сливаясь, струями стекали вдоль кузова и летели под колёса машины, разбивались о полотно дороги в мелкие брызги. Поднятая и разбитая колёсами в мелкую пыль, влага, смешиваясь с выхлопными газами, лёгким туманом стелилась за автомобилями. За окнами проносились размытые, стекающими с крыши маршрутки струями, картинки окружающей природы.

Деревья и кустарники по обеим сторонам дороги уже окрасились в яркие осенние цвета. Листья начинали желтеть, краснеть, оранжеветь, трава подсыхала, окрашиваясь в различные оттенки жёлтого. Но плотная масса дождевых туч, наглухо закрыла доступ солнечных лучей. Свинцово-серое небо в сочетании с темно-серо-зелёным полотном дороги и серые краски грязными брызгами, омрачили эти разноцветные, яркие картинки начала осени.
 
А дождь всё шёл и шёл. Когда вошли в городок, мы решили пройти по центральной дороге. Нашему взору открылась потрясающая картина! Когда-то, в 70-е, в городке заложили сквер - это асфальтовая дорожка, обсаженная с обеих сторон лиственницами и берёзами. Деревья заметно выросли, в их тени в жаркие летние дни можно было укрыться, наслаждаясь прохладой.

Сквер был разбит таким образом, что по обеим сторонам асфальтовой дорожки были посажены по ряду лиственниц и по три ряда берёз. И когда мы вышли на центральную улицу городка, эти три ряда берёз, высаженные вдоль улицы, показались мне трёх шереножным строем  парадного караула, выстроившегося во фронт для встречи. Их белоснежные мундиры с изящными рисунками, словно чёрной тушью выведенными чёткими штрихами на белой мелованной бумаге, более густыми у корней красиво контрастировали с зеленью крон.

Конечно, как и люди, деревья индивидуальны. Как нет на свете двух одинаковых людей, так и в природе не существует двух одинаковых деревьев. Каждая из стоящих в этом строю березок выделялась своей непохожестью на остальных. У одной ствол раздваивался у основания, у другой – раскидал свои ветви, чуть ли не у самой вершины, и рисунки на стволах, как отпечатки пальцев у людей были разными.

Их изящные стволы, поднимаясь ввысь, разветвлялись в стороны и вверх и заканчивались ниспадающим тонким кружевом веточек-плетей, как гирлянды сплошь увешанных зелеными листьями. И эти гирлянды, покачиваясь от ветра и падающих с небес дождевых капель, словно мигали лампочками-листочками, поворачивающимися то одной, то другой стороной.  Некоторые листья уже окрасились в ярко-жёлтый цвет начала осени и зелёные кроны берёз словно поседели, но не посеребрились, а позолотились жёлтыми прядями.

И строй этих седых воинов стоял на изумрудно-зелёной ковровой дорожке, ещё не тронутой осенними холодами травы. Жёлтые кругляши листьев слетевших с деревьев хаотично разбросанных по этому ковру, поблёскивая от дождевых капель, добавляли к нему ещё больше ярких красок.

Эта картина ярким пятном выделялась на фоне свинцово-серого дождевого неба и своим свечением размывала серые краски небосвода и мокрого асфальта дороги.

А дождь всё шёл и шёл. Поднялся ветер. Серые клубы дождевых туч, потревоженные ветром, зашевелились, начинали готовиться в путь по небосводу, чтобы понести живительную влагу в другие местности, исстрадавшиеся от зноя этим летом.

Поднявшийся ветер взъерошивал кроны деревьев, срывая уже отжившие свой срок пожухшие листья, гнул в три погибели длинные, тонкие ветви ивняка. Постепенно небо очищалось от туч и светлело. Капли дождя, попадая в лужи, уже не разбрызгивались, а поднимали на поверхности пузыри. Это к теплу… и к грибам!

К вечеру дождь утих совсем, оставив после себя многочисленные водоёмы, заполненные дождевой водой, мокрые  поблёскивающие крыши домов и автомобилей, умытые, посвежевшие стволы и листву деревьев, с заметно поредевшими кронами.

И на самом деле в последующие два дня, впрочем, как и накануне, стояла тихая, безветренная и тёплая солнечная погода. Лишь высыхающие постепенно лужи и земля напоминали о разгулявшейся вволю осенней непогоде в этот первый сентябрьский день.


г.Енисейск-4                сентябрь 2012 года