Мельницы реки Колокши Продолжение 6

Владимир Макаров 3
Описание берегов выше пятой мельницы. Соленые воды. Бобры. Край не пуганых птиц.
На фото акварель Лесовика. Возможно, что мельницы на Колокше были такими и художник срисовал одну из них.
 Лесовик (настоящая фамилия Петухов) Гордей (настоящее имя Николай) Васильевич родился 15 июля 1895 года в семье крестьянина д. Противье Леонтьевской волости Мологского уезда Ярославской губернии.

 Выше омута пятой мельницы ныне тянется примерно на двести метров мелководный участок реки с достаточным, но не очень большим перепадом высот – бывшее  дно мельничного омута. Это место труднодоступно и я сам прошел его от Анашина до следующего поворота довольно  недавно. Здесь с левого берега вплотную подступает лесистый труднопроходимый склон, а с правого довольно редко посещаемый людьми участок леса, в этом месте нет ни грибов, ни ягод, везде растет крапива, а вдоль берега реки много промоин заросших высокой травой. Идти на этом участке трудно и приходится отходить от берега и идти или по склону левого берега, или если есть возможность перейти реку - через лес правого. Выше этого мелководного участка реки находятся несколько островков, поросших высокой травой, в зарослях которой можно не заметить промоину и поэтому здесь надо быть очень осторожным. 
 Следует сказать, что в этом месте на левом берегу течет интересный ручей с красноватыми отложениями по руслу, вода его по вкусу чем-то напоминает нарзан, но как такового истока этого ключа нет – ручей собирается из нескольких подземных родничков. Мои попытки докопаться до истока ни к чему не привели – необходимо выполнить большой объем работ, а также установить сруб, на что у меня не хватает времени.
 Напротив этого родника на  другом берегу в прибрежной низине также имеется родник. Сюда иногда на водопой (или, может быть лечиться)  ходит всякое зверье, но я видел только их следы. Это место на реке с конца шестидесятых годов зовут «Соленые воды» или «Соленый».
 Здесь впервые на реке лет десять назад поселились бобры, построившие небольшую плотину, они очень сильно «похозяйничали» на берегах реки, повалив много осин, до сих пор валяющихся по берегам. Но лет пять назад исчезли, то ли их уничтожили браконьеры, толи сами ушли, но с этого времени их видели на бочагах, расположенных ниже  и выше по течению, где они и обосновались, построив несколько плотин и значительно подняв уровень реки.
 Рядом с рекой в этом месте находится очень красивая, но, к сожалению, сейчас зарастающая лесом и кустами поляна длиной около двести метров. Еще совсем недавно она просматривалась насквозь, но сейчас в верхней ее части уже вырос хороший сосновый лес, а ниже от нее осталось несколько небольших полянок, и те скоро зарастут ольхой. Мне рассказывали, что во время Великой войны здесь был госпиталь для выздоравливающих солдат, были огороды, где  выращивали овощи, было поле.  Я застал уже только место, где были видны остатки фундамента – на нем тогда росла земляника, и было можно найти ее крупные ягоды, а на поле я помню, сеяли рожь, которую колхозницы жали серпами. Потом это место использовали как выгон, а, в конце – концов, бросили.
 Далее вверх по течению река преображается – она становится спокойной, если так можно сказать о небольшой реке -  широкой,  дно в таких местах илисто - песчаное и глубина реки в основном около полутора метров. Здесь в воде местами много кувшинок и, кроме того, вдоль берега растет водяной хвощ, местами очень в большом количестве, напоминающий в миниатюре те давно прошедшие времена, когда по Земле бродили ящеры. Такое течение реки тянется примерно на два километра по длине реки, но оно в нескольких местах нарушается перекатами, где много мелких островков и прибрежных промоин.
 Небольшой перепад высот в этом месте реки не позволял построить здесь  одну или несколько мельниц – для этого пришлось бы строить достаточно протяженные плотины   и создавать большие по площади и объему речные водохранилища, что вело бы к постоянному подмыву берегов, и, как следствие, к угрозе разрушения плотин при весенних разливах и летних паводках.  Кроме этого расстояние до деревень правого берега Колокши от этих мест уже достаточно значительное, а путь к деревне Ераково затруднен из-за высокого и крутого левого берега Колокши.
 Прибрежные места в этом течение реки летом из-за порой непроходимых зарослей, редко посещаются человеком и поэтому здесь можно встретить различных птиц. Однажды мы видели даже орлана - белохвоста, охотившегося на уток, здесь не редкость увидеть цаплю, а осенью и весной отдыхающих на перелете гусей, утки же здесь – обычное явление.
 Река в этом месте делает несколько крутых поворотов. Берега здесь очень живописны, здесь много полян, крутые склоны реки поросли хвойным лесом, а с верха берега можно любоваться на  лесные дали и на реку, текущую далеко внизу.  Мне это место чем-то напоминает курорт Бакуриани – такие же чисто еловые леса, поднимающиеся по склонам вверх.  Зимой это одно из самых красивых мест на лыжной трассе, которая то поднимается на гору, то спускается вниз.
 На левом берегу, примерно на середине этого участка реки, в месте, где через реку существует переход, а рядом находится бобровая плотина, также течет ручей с красноватыми отложениями на дне – и также, подходя к нему, чувствуется запах нарзана.
 К сожалению поляны и  лес вокруг их в значительной мере загрязнены человеком: валяются консервные банки, пластиковые бутылки и прочие чуждые природе предметы.
 Но выше перехода через реку, опять начинается место, где человек бывает редко и я  даже назвал этот участок реки «краем не пуганых птиц» -  каждый раз проходя по берегу или проплывая по реке, я встречаю множество сидящих на воде и взлетающих буквально из под ног уток.  Обрыв правого берега в этом месте имеет густые заросли, и поэтому трудно проходим, раньше, в конце пятидесятых годов, здесь в норах даже жили барсуки.