Брюнетка и морской бой

Василий Биттибальди
Аннотация.
Хеди Ламарр - непревзойденная, божественная Хеди Ламарр являла с собой не только само воплощение ренессансной женственности (открытки с автографами которой очень даже воодушевляли американских солдат в годы Второй мировой войны!) но и была настоящим эталоном пронзительного женского ума! Будучи мегазвездой Голливуда, Она была и великой женщиной-изобретателем, сделавшим настоящий прорыв на полвека вперед в сфере секретных коммуникаций! И этим прорывом Она нанесла смачную «пощечину» сначала Рейху, а затем, позже и СССР. За что? Узнаете тут.

   Хеди Ламарр так и не получила "Оскары", но будучи уверенной в себе, знала некоторые вещи касающиеся управления торпедами.

  (Перевод с английского В. Биттибальди)
    
  Насколько может себя помнить Тони Лодер, он всегда знал, что его мать Хеди Ламарр была кинозвездой. Но лишь в семь лет он неожиданно раскрыл ту удивительную тайну из её былой жизни, которая для всех остальных поклонников на долгое время осталась сокрыта. Это была не банальная голливудская плата сексом, алкоголизм или балованье наркотиками - тайна его матери оказалась намного замечательной. "Как-то раз мы вместе рылись в старых коробках на чердаке", вспоминает Тони, "и вдруг она вытащила передо мной несколько старых бумаг и проговорила: 'Ах, да, я изобрела управляемые радио торпеды'". Тогда Лодер был ещё слишком молод, чтобы в этом увидеть что-то странное, но несколько десятилетий спустя, он понял, что те бумаги являются очень важной вещью. "Она всегда на 20 лет опережала свое время", признался нам он.
  Хеди Ламарр действительно, более чем просто изобрела способ управления торпедами. Вместе с композитором авангардистом Джорджем Антейлом (по прозвищу "Дикий мальчик"), ей предоставили доступный американский номер 2 292 387 для "Секретной Системы связи", которая использовала их новую технику, чтобы скрыть радиосообщение, опрыскивая его через широкий диапазон частот.
  Используя обычный механизм, основанный на внутренностях механического фортепьяно, сообщения как бы "прыгали" наугад от одной частоты на другую, этим делая практически невозможным распознать их или перехватить. Именно Хеди обустроила все так, что несущаяся на вражеское судно торпеда могла свободно достичь его без какого-либо вмешательства противника. Сегодня, техника, которую они предложили, называется расширенным спектром прыгающей частоты - она лежит в основе всех коммуникационных систем, мобильных телефонов и в беспроводном доступе в Интернет.
  Их разработка покончила с одной из самых больших недостатков радиосвязи. Обычно радиосигналы используются для телерадиовещательной музыки - например, их можно ловить даже в узком диапазоне частот, настраивая приемник на одну и ту же волну. Но такой способ бесполезен в секретных коммуникациях: во-первых, любой может прослушать его, во-вторых (что ещё хуже), он может легко быть заглушен и даже полностью заблокирован потенциальным противником. 
  Именно об этой уязвимости радиосигналов, Хеди узнала ещё в 30-х годах, когда была замужем за Фритцем Мандлом, австрийском торговце оружием. Мандл продавал бомбы, патроны и торпеды, быстро набирающей силу милитаристской Германии - при этом он на раутах хвастал перед высокими представителями Рейха своей знаменитой красивой молодой женой. Находясь на этих многочисленных встречах, словно глянцевая зазывающая реклама для его продаж, Хеди невольно слышала то, что торпеды супруга часто не достигали своей цели. И то, что желал флот, Хеди тоже возжелала разузнать каким способом можно было лучше управлять торпедой, несущейся на огромной скорости сквозь плоть воды. Конечно радиоуправление тогда отвечало этому требованию, но главная проблема была в том, что торпеды ложились лишь на одну единственную частоту, и поэтому вся система управления легко перехватывалась.
  После четырех лет брака, Хеди Ламарр покинула властного мужа, встретила директора Луиса Б. Майера и перебралась в Голливуд для начала новой кино-карьеры. Согласно Роберту Прайсу (инженеру-электрику и широкопрофильному историку) Хеди была явно настроена как антинацистка. "Она хотела пронести оружие через Атлантику, чтобы использовать его против Адольфа Гитлера", сказал он. (В.Б. - по легенде, причиной противостояния Хедвиги с Гитлером произошла ещё в 1933 году, когда на экраны вышел фильм "Экстаз". Высокоморальный фюрер столь разгневался первыми откровенными сценами этого фильма, что окрестил молодую актрису "настоящим позором всего Третьего Рейха!" Чуть позже, когда фрау Мандл по воле мужа была обязана принимать фюрера и Ко как важных гостей их семьи, видимо отношения у них (Хеди с Адольфом) ничуть не изменились в лучшую сторону.) В США она столкнулась с радио-кнопками. "Она узнала, что если Вы нажали на кнопку, то изменили частоту радио", продолжает Прайс. "Это и натолкнуло её на идею прыгающей частоты".
  Управление торпедой тем сигналом, который прыгает наугад, делает сигнал практически неуязвимым. Радиооператоры потенциального противника в своих наушниках услышали бы не больше фрагмента сигнала перед тем, когда он перепрыгнул на иную частоту и исчез в фоновом шуме. 
  Чтобы добиться такого эффекта, и приемник и передатчик должны были "прыгать" в потрясающей синхронизации. И именно в этом деле, Хеди поспешил помочь инновационный композитор, "дикий мальчик" Джордж Антейл. Они встретились на одной из голливудских вечеринок, где актриса и рассказала ему о своих идеях - композитор же прямо там и решил проблему синхронизации.
  Антейлу это не составило особого труда, ведь за шестнадцать лет до этого, он создал настоящий механический балет, состоящий из пропеллеров самолета, деревянных трещоток, оловянных гонгов и внимание, четырех синхронизированных механических фортепьяно. Механическая музыка Антейла производила настоящий фурор: один из рецензентов описал её так: "Вы словно слышите шум магистрали перед терпящем катастрофу сталелитейным заводом". Но главным было то, что фортепьяно использовали синхронизированные механизмы, чтобы двигаться по соответствующим бумажным рулонам с отверстиями с кулак, дабы указывать, где они должны играть примечательнее.
  Хеди с Антейлом поняли принцип передатчика, дабы приемник был синхронизирован точно таким же способом. В их изобретении каждый передатчик в торпеде содержал бумажный рулон, пронизанный хаотичным образом случайных отверстий, моторные и механические выключатели. Когда выпускалась торпеда, двигатели крутили рулоны и отверстия в газетах начинали менять настройки частоты и передатчика практически также как кнопки на радио меняют волны различных радиостанций.
   
  Невозможная задача.
   
  Положение отверстий определяло частоту сигналов и их длинна плавно управлялась в полете торпеды. Для любых надсмотрщиков потенциального противника было бы невозможно отследить этот широкий диапазон частот в одно и тоже время.
  Хеди Ламарр и Джордж Антейл безвозмездно подарили правительству США это изобретение. Однако, не смотря на очевидные преимущества, их расширенный спектр прыгающей частоты так и не использовался во время Второй мировой войны - возможно, что из-за тяжелых компонентов, но скорее всего что ВМС США не понравилась мысль использовать бумажные рулоны в их торпедах. Вместо этого система была уже повторно усовершенствованна после войны, и использована в миниатюрных транзисторах. (В.Б. - в разразившемся так называемом чрезвычайном критическом для всего мира Карибском кризисе 1962 года, американские подлодочники применяли между собой разработанную Хедвигой секретную систему сообщений. Поэтому никакая подлодка СССР не могла не перехватить, ни блокировать их переговоры. Этим Хедвига дала смачную "пощечину" уже СССР, газеты которого одно время почему-то именно о Ней писали то, что Она есть яркий пример "голливудского морального разложения". Красивая месть от дамы, не правда ли?)
  Сегодня, технология прыгающей частоты используется на американских военных спутниках, в остальных беспроводных коммуникационных системах, и, конечно же, главным образом в системах мобильных телефонов. Они очень эффективны - они эффективны даже тогда, когда несут в себе множество частот без информации, но при этом не вмешиваются в работу друг друга. Использование их в иных сферах: в интерактивных телевизионных передачах, беспроводном доступе в Интернет, и в некоторых иных видах беспроводной электронной связи.
  Патент Хеди Ламарр и Антейла, был согласно Прайсу первым совместным поданным изобретением. Однако, признание столь важного открытия, отнюдь не спешило себя ждать. Они получили премию лишь в 1997 году от Фонда Пионеров Электроники. Представляя свою мать, даже Тони Лодер лишь недавно получил медаль Виктора Кэплана от лица всей австрийской Академии наук.
  Антейл же своего чествования не дождался - "дикий мальчик", изобретатель-композитор и авангардист умер ещё в 1959 году. Но, находясь в своем доме во Флориде, Хеди Ламарр всё ещё с интересом следит за развитием их совместной идеи. В нашем мире, итак особо не изобилующим великими женщинами-учеными, мы обязаны признать и её универсальный вклад в развитие науки. "Хеди - это Мария Кюри расширенного спектра", утверждает Прайс. Тони Лодер согласен с ним: "Без всякого сомнения. Но давайте подождем то, что предложит научному миру, например, Мел Гибсон".
                (Декабрь-Январь 1998-1999 гг.)

Оригинал: http://www.hedy-lamarr.org/articles/?p=36