Немного о продленной арктической навигации

Лев Ефремов
   
      До  1974 года Северным Морским Путем, из-за тяжелой ледовой обстановки суда, ходили только в период летней навигации. В Мурманском и Дальневосточном пароходствах имелись мощные ледоколы, но они имели большую осадку и могли проводить суда только по хорошо изученным фарватерам, особенно это касается атомных ледоколов. К тому же за летнюю навигацию, как правило, все арктические точки успевали обеспечить всем необходимым. Крупные северные порты находились в устьях рек  или выше по течению, куда мощному ледоколу не пройти. Для вывоза продукции Норильского ГОК через порт Дудинка, решено было организовать проход судов до Дудинки и обратно круглогодично. Для этого были заказаны и построены в Финляндии специальные ледоколы с малой осадкой. До устья р. Енисей суда проводили линейные атомные ледоколы, а по реке, при необходимости, проводку осуществляли ледоколы с малой осадкой.
      Д/э «Павел Пономарев» следовал из порта Мурманск в порт Дудинка в декабре 1975 год. Полярная ночь, пурга, мороз за 40 градусов. Ночью встали во льдах Енисея на полпути до Дудинки, на траверзе ненецкого поселка Байкалово. В этом месте, обычно, встают все проходящие в Дудинку суда. Производится бартер между судном и местными жителями. В п. Байкалово для коренного населения был введен «сухой закон», спиртное в магазинах не продавалось. Вот с судов и меняли спирт, водку, одеколон  на осетрину, нельму. Такая рыба, как муксун, омуль покупалась за копейки для коллективного  питания экипажа. Из темноты полярной ночи, из пурги появляются нарты  с собачьими упряжками и начинается обмен. Ненцы начинают хлестать водку тут же. Через некоторое время собачьи упряжки отъезжают от судна,  обмен окончен. Перед отъездом, искали ненцы какую-то собаку, но не нашли. Так без нее и уехали.
      Судно стоит во льду до утра, капитану надо отдохнуть перед дальнейшим переходом. На дизель электроходе включены все прожекторы. Освещают все пространство около судна. Вдруг, около 6 часов утра, вахтенный матрос видит, как около борта судна зашевелилась ледяная кочка и показалась человеческая фигура. Матрос протер глаза – точно человек. Сообщает вахтенному - старпому. Старпом увидел только удаляющуюся в темноте фигуру. Куда человек пошел – вокруг ничего не видно. Пурга, а до Байкалово не менее 6-7 километров.
      В 7 утра д/э» П. Пономарев» проследовал дальше в п. Дудинка. Жилая надстройка расположена в средней части  судна. Вахтенные мотористы каждую вахту обязаны делать осмотр румпельного отделения, которое находится  в корме судна. Выходит моторист на кормовую палубу, идет по снегу, видит куча снега, решил ее пнуть ногой, а это оказалась, забытая ненцами, собака. Так и жила она на судне. Ляжет на палубе, занесет  ее снегом, а ей и тепло.
     Начались  грузовые  операции. Капитан убыл с борта к своим знакомым. Возвращается капитан на судно. Погрузка идет полным ходом, но на палубах  намело сугробы. Снег никто не убирает, ни матросов, ни боцмана на палубе не видно. Вызывает на «ковер» старпома, а тот сообщает, что боцман запил, а где и с кем пьет неизвестно. Объявили по судовой трансляции:               
-Боцману срочно прибыть в каюту капитана. - Боцман не приходит. На всех морских судах самый авторитетный человек это, конечно же, капитан, а из рядовых членов экипажа  это боцман. Боцман это не только грамотный, трудолюбивый работник, это еще и неоспоримый авторитет для матросов. Недаром еще с царских времен боцмана на судне зовут «дракон». Почти у каждого боцмана есть своя какая-то особенность, история.
      Боцман д/э» П. Пономарев» пятнадцать лет учился и, в конце концов, окончил Мурманское Высшее Инженерное Морское Училище им. Ленинского Комсомола. Получил диплом инженера судоводителя, но работать штурманом не захотел. Объяснял он это так:
- Ну, назначат меня сорокалетнего, четвертым помощником капитана. Сколько лет мне потребуется, чтобы стать хотя бы старпомом ? И все это время будут  меня гонять. А сейчас я единственный в ММП боцман с высшим морским образованием. Это и уважение и авторитет. 
      И вот отправился капитан со старпомом и помполитом искать боцмана. А боцман уже третий день «квасил» с мотористами, свои матросы не выдерживали таких доз. Услышав, что боцмана ищет сам капитан, мотористы попытались выпроводить боцмана из каюты, но не смогли. Сами покинули  и заперли свою каюту и боцмана в ней. Капитан как-то разузнал, где находится боцман, добрые люди подсказали. Подходит к каюте и стучит в дверь:   
- Тимофеевич, я знаю, что вы здесь, откройте.- В ответ тишина.
- Тимофеич, - уже с матом. - Если сейчас не откроешь, то я пойду за «везде-ходом»,- это ключ от всех кают,- и морду тебе набью.
     Осерчал капитан, и пошел за ключом-вездеходом. Иллюминаторы этой каюты выходят на главную палубу около парадного  трапа, где несет вахту вахтенный матрос. Матрос, видя, что боцману грозит неприятность, решил боцмана выручить, и кричит в иллюминатор:
-Тимофеич, вылезай через иллюминатор, пока капитана нет. 
      Боцман  открывает иллюминатор и пытается вылезти на палубу, но застревает. Из-за пьянки нет необходимой ловкости, да и к своим сорока годам отрастил солидное брюшко. Половина боцмана по грудь торчит из иллюминатора наружу, вторая половина  живот и ниже  в каюте. Пытается боцман вернуться в каюту  не получается. Крепко застрял. Что делать? Возвращается с обеда бригада грузчиков, молодые, здоровые парни. Вахтенный матрос к ним с просьбой:               
- Ребята, выручайте боцмана.
Парни здоровые, дернули, как следует, и выдернули боцмана на                палубу, но случился конфуз. Боцман, пока пьянствовал, в туалет не ходил и, когда его живот протискивался через иллюминатор, то все содержимое желудка оказалось в его штанах. Подбегает капитан со свитой, вокруг грузчики гогочут и стоит оконфузившийся боцман и специфический запах вокруг него. И смех и грех. Авторитет боцмана заметно пошатнулся.
      После окончания погрузки отправился д/э «П. Пономарев» в обратный рейс в Мурманск. С подходом к траверзу поселка Байкалово, опять встали в ожидании обмена с местным населением. Набрали для этого водки в Дудинке. Идет обмен и старпом рассказывает ненцам, что в прошлую стоянку видел, как утром около судна бродил кто то. Один из ненцев и говорит:
-Так это был я. Пьяный был, упал, уснул. Проснулся, домой пошел.         Закаленный народ северные жители. Собаку с судна забрали. Она оказалась щенком, несмотря на внушительные размеры, поэтому, глупая и отстала от своих.  Через неделю благополучно прибыли в Мурманск. Никаких происшествий в рейсе не было.