87. В. И. Агошков. Общество и духовенство. 1892г

Василий Иванович Агошков
Отношение общества к духовенству.
Орловские Епархиальные Ведомости за 1892 год.
 

 
… «Общество идёт далее. Оно обвиняет духовенство в нравственной распущенности… Это, говорят, сословие испортившееся нравственно и вносящее эту порчу и в других. Такое обвинение духовного сословия в нравственной развращённости слишком тяжёлое.

Оно равносильно смертному приговору над духовенством и могло бы служить серьёзной уликой нашему православному духовенству, если бы только оно было справед-ливо. К счатью, это тяжкое обвинение духовенства голословно и бездоказательно».
Тем не менее автор далее писал:

«Отношение общества к духовенству в высшей степени ненормально. Само собою понятно, что враждебная настроенность, которая проглядывает в отношениях общества к духовенству, – явление удивительное, вовсе нежелательное и ничем не оправдываемое. Это тем более удивительно, что наше православное духовенство не имеет и помышлений о преобладании над обществом, что составляет предмет постоянных стремлений католического духовенства: наше духовенство знает своё место и пределы своей власти.

Голоса духовенства не слушают, потому что оно унижено, придавлено. По идее своего служения, духовенство должно бы оказывать влияние на общество, но на деле оно само находится пол сильным давлением общества. Без преувеличения можно сказать, что удел духовенства – терпение, на которое никто не обращает внимания. В довершение всего, православное духовенство на Руси пользуется таким неуважением, которое может удивить и действительно удивляет иноверцев.

«Странно мне, писал один лютеранец к православному, и совершенно непонятно, отчего это у вас так мало уважают такое, кажется, богатое на духовную пищу духовенство? Удивительно: православные, кажется, а именно вы только одни в целом свете отличаетесь этим неуважением к духовному своему. Нигде этого нет: ни у нас, протестантов, ни у католиков, ни у жидов, ни у татар, равно ни у кого, у вас только одних. Что бы это значило? Грехи, слабости ваших духовных? Да вам то что за дело до них? Разве вы судьи их».
Подпись: А.Сухозанет.
 

 
Севская епархия, куда входил и наш край, насчитывала почти 800 церквей. Священники решили ещё раз «поплакаться» на тяжёлую жизнь: и в театры им нельзя, и в цирки, и на общественных гуляниях им запрещено появляться.

Автор лукавил, когда писал о том, что православные не стремились к преобладанию над обществом.
Достаточно сказать, что книги в России выходили только с отметкой церковного цензора. В 90-е годы 19 века наш земляк, писатель Н.С. Лесков издавал собрание своих сочинений. Церковный цензор постановил сжечь один из томов, который, по его мнению, не соответствовал духу православия.

После этого у Николая Семёновича стало болеть сердце, он очень переживал случившееся. Безусловно, цензура нужна, если она направлена против разрушителей государственной власти, тех, кто оскорбляет чувства верующих. Насколько мне известно, Н.С. Лесков не был атеистом, прославлял праведников.

Церковь в царской России была одним из столпов власти, приближена к царю. И, если народ не любил её, то нужно было посмотреть, а кого священники защищали, превозносили. Конечно же, богатых, которые, как Мальцев, благодарили за это священников, преподнося им дорогие украшения.


*…Купец Гавриил Вережников завещал в пользу Кресто-воздвиженской, г.Орла, церкви проценты бумагами 500 руб. и в пользу причта той же церкви наличными 100 руб. с тем, чтобы ежегодно в день его смерти служилась панихида.

Моя мать – Верижникова, а дядя, её брат, на Украине был Вережниковым. Как видим, не случайно: и в Орле фамилия Ве-режникова писалась через «е». Хотя я считал, что фамилия Ве-рижников – от «вериги». Надо искать другое объяснение: от «ве-режи»: ВЕРЕЗГ? – шум, визг, гул. Ворчать. Ворковать, верещать. В таком случае, художник Верещагин тоже из этого «гнезда»…


(С) В.И. Агошков.