Куба остров свободы

Лев Ефремов
               
   Зимой 1980-1981 года д/э «ЛЕНА» погрузил груз назначением на два кубинских порта. В трюма погрузили цемент для строящегося в Мариэле завода, а на палубу и крышки трюмов погрузили сельскохозяйственную технику: тракторы, комбайны. Порт выгрузки Гавана. Прибыли на рейд    Гаваны, легли в дрейф. На якорь вставать не стали из-за больших  глубин        на  рейде. Стоим в ожидании постановки к причалу для выгрузки.
   Утром около 06.00 к борту подошел катер, с катера спрашивают где находится Мариэль. Вахтенный старпом сначала не понял  вопроса, он думал, что  прибыл лоцман. Отвечает, что судну необходимо сначала выгрузить палубный груз в Гаване. Потом смотрит, на катере флаг США, а мы находимся в кубинских территориальных водах. Понял, что что-то не так. Переспросил, и, поняв, что людям с катера нужен именно Мариэль, указал направление на него.
  Мариэль находится от Гаваны милях в 20. Катер убыл в указанном направлении. Утром, около 10 по местному времени, со стороны Мариэля показалась вереница белоснежных катеров, флаги, указывающие на       принадлежность к какому либо государству, из-за дальнего расстояния до катеров, не видны. Картина необычная, на мостике собрались свободные        от вахт, высказывают разные предположения о происходящем. Нашлись и «знатоки» на судне, которые объяснили, что в Мариэле находится Военно- Морское Училище и в это время они проводят или учения, или какой- то парад. Посудачили некоторое время: откуда в небогатой Кубе столько таких дорогих катеров.
  На следующий день такой парад катеров повторился. Подошла наша очередь на выгрузку и судно поставили к причалу порта Гавана. Производится выгрузка. В порту и в городе видно какое- то оживление. По телевидению показывают какие-то сборища людей, митинги. Но испанского языка в экипаже никто не знает, и понять, о чем говорят, не можем. Через день прибыл на судно работник Советского Посольства на Кубе и рассказал о событиях, которые сейчас происходят на Кубе.Несколько человек, убив охранника, проникли на территорию посольства одной из латиноамериканских стран в Гаване, попросили политическое убежище и получили его. Когда об этом, т.е. о получении политического убежища, узнали жители Гаваны, то они бросились к посольствам и полезли на территории. Это приняло массовый характер, все заборы иностранных посольств облепили кубинцы, желающие покинуть свою «свободную»  страну. Чтобы как-то снизить накал страстей, Фидель Кастро своим указом, разрешил желающим покинуть страну. Помогать в эмиграции взялись американцы. Часть этой процедуры экипаж д/э «ЛЕНА» как раз и наблюдал при стоянке на рейде. За трое суток страну покинула десятая часть населения.
   Иммигранты на первое время останавливались в Майами. Куба занимает большую территорию, помимо крупных городов, имеются и небольшие города, деревушки. Поток желающих выехать не прекращался. Власти Кубы обеспокоенные этим, решили действовать испытанным методом коммунистов – провокациями. Они выпустили из тюрем воров и проституток, дали им возможность выехать в США вместе со всеми. В их ряды были внедрены работники кубинских спецслужб. Эти работники организовали убийства, грабежи, погромы в Майами. Американские граждане, естественно, стали протестовать против таких иммигрантов, и США прекратили принимать, сбегающих из своей страны, кубинцев.  Демократия развитого социализма победила.
   Следующий раз бегство кубинцев из своей страны я наблюдал летом 1994 года. Наш ТБС «УМКА» отбуксировал из Нигерии в США в порт Галвестон океанский трубоукладчик. Благополучно сдали объект буксировки получателю. Пока происходила сдача объекта, получение снабжения, топлива, пресной воды, продуктов, двое членов экипажа купили себе два подержанных автомобиля. Следующее рейсовое задание было отбуксировать из Венесуэлы в Грецию сгоревший супертанкер. С приходом в Грецию предстояла смена экипажа. Моряки, купившие автомашины, решили из Греции вернуться домой в Россию на авто. В Греции бензин дорогой, в США гораздо дешевле -25 центов литр. Для проезда от Греции до России они купили 200 литров бензина.
   Закончив рейс в Галвестоне, взяли курс на венесуэльский порт Пуэрто Фике. Курс проложили от США по Мексиканскому заливу, далее вдоль северо-западного побережья Кубы. На переходе около 04.00, в темноте тропической ночи в море, увидели огни горящего фальшфейера – сигнал бедствия. Запросили по УКВ радиостанции, ответа не последовало. Изменили курс к терпящему бедствие судну. Подошли ближе – это оказался крупный катер битком набитый людьми. Там находилось более тридцати человек молодых мужчин, женщин и детей, включая грудных. Это оказались кубинцы. Катер лежал в дрейфе. На катере закончились топливо, вода и продукты. Порт Гавана  находился к югу от этого места примерно в тридцати милях. Предложили отбуксировать их в Гавану. Со слезами на глазах отказались, жестами показывая, что их там расстреляют. Дали кубинцам воду, продукты, отдали, запасенный для авто, бензин. Двигатель катера работал на бензине.  Спрашиваем:               
-  А куда вы направляетесь?
- В США в Майами.
      Несколько кубинцев поднялись в ходовую рубку, показали им навигационную карту, объяснили, что с таким количеством топлива они до Майами не дойдут. Посоветовали следовать в Ки-Уэст. Сняли на кальку необходимый им для перехода кусок навигационной карты. С этим и расстались. Видать и в девяностых годах несладко жилось на Кубе – не побоялись выйти в море с женами, детьми, без соответствующей подготовки, даже без навигационных карт.               
      А тбс «УМКА» благополучно дошел до Пуэрто Фике. Взяли на буксир супертанкер и потащили его в порт Пирей. В Венесуэле моряки купили для своих автомашин бензин по цене 3 цента литр. Венесуэла, как и Россия, нефтедобывающая страна и, поэтому, там бензин очень дешевый. Вероятно, правительство Венесуэлы считает природные ресурсы страны достоянием всего народа, а не только особо приближенных к правительству людей.