Кокосы

Лев Ефремов
               
В январе 1981 года д/э «Лена» грузил в порту Мурманск цемент в мешках назначением на порт Мариэль /Куба/. Погрузка производилась одновременно на два трюма. Ночью заканчивалась погрузка в трюм №1 и, вдруг, заметили, что из вентиляционной трубы этого трюма идет пар. Остановили погрузку до выяснения причины парения. При погрузке любого груза, а особенно в бумажных мешках, все борта в трюме, выступающие конструкции, трапы  защищаются сепарацией, т.е. обкладываются досками. Между досками  сепарации трапа и трапом свободное пространство, через которое видно, что в трюме воды около 1 метра. Стали искать источник поступления воды в  трюм. Нашли. Вода в трюм поступала из форпика, в который приняли пресную воду. Балластный танк форпика служил дополнительным танком пресной воды, но использовался только для хозяйственных целей. Откачали воду из форпика, поступление воды в трюм прекратилось. Воду из трюма откачали. Что делать с погруженным цементом? Утром прибыло на борт руководство Пароходства. Посовещались и решили продолжать погрузку, вдруг на переходе через тропики мешки подсохнут.
   Прибыли в порт Мариэль. Производим выгрузку цемента. Работа по выгрузке идет круглосуточно. Второму-грузовому помощнику в город не вырваться, необходимо тщательно следить за счетом выгружаемого груза, т.к. в конце выгрузки  трюма №1 наверняка будут претензии от получателей груза, и придется решать вопрос о недостачи. Вечером дошли до выгрузки ранее подмоченного груза, в трюме образовался сплошной бетонный массив.  Что с ним делать, как выгружать? Кубинцы не знают. Остановили выгрузку до утра.  У грузового помощника  появилась  возможность сходить в город. Одному выход в город по советским «Пра-
вилам Поведения Моряка за границей» запрещен. Собирает он группу из трех человек, и идут они в город в увольнение. Город маленький, идти особенно некуда. Решили пойти в Бар посидеть, выпить пива. Обошли несколько баров – пива нигде нет, спиртное-пожалуйста. Несмотря на вечер, стоит тропическая жара, спиртное пить неохота. Местные жители подсказали Ресторан, где имеется пиво. Пошли туда, у входа очередь. Отстояли очередь. Сели за столик, заказывают пиво, но к нему требуется обязательно заказать какую-нибудь еду. Сделали заказ, долго сидели, ждали. Наконец приносят еду, а пива нет – закончилось. Вышли из Ресторана, настроение хуже некуда и очень захотелось пить. Время уже к 11 вечера, но смотрят,   работает маленький базарчик, торгуют овощами и фруктами. Решили купить кокосовых орехов, напиться кокосовым соком. Сколько, что стоит не понять, испанский язык никто из моряков не знает. Сует штурман продавцу 3 песо, тот пытается что-то объяснить, но видит, что его не понимают и дает морякам рогожный мешок с кокосами. Оказалось, что кокосы стоят копейки. Тут же продавцы вскрыли ножом каждому моряку по ореху. Выпили моряки кокосового сока, а в мешке не убыло. Пора уже идти на судно, но что делать с орехами. На Кубе строгие правила в отношении местных денег и валюты.
  Валютные операции запрещены. Когда моряки выходят в  город, на проходной отмечается, сколько денег моряк выносит в город и в какой валюте. При возвращении это все проверяется. Могут  устроить и личный обыск. Покупать что либо, можно только  на местную валюту, которую судно официально заказало. Но в соцстранах местную валюту моряки никогда не заказывали, слишком дорогой курс. Например: оклад матроса   1 класса был 100 рублей в месяц, валюту можно было получить из расчета 22,5% от оклада т.е.22рубля 50 копеек инвалютных рублей. На Кубе можно было заказать песо по курсу: 1 песо равно 1,8инвалютных рубля. Т.е. за месяц  работы матрос 1 кл. мог получить12,5 песо. Для сравнения бутылка местного Рома Баккарди стоила 20 песо. В то время на Кубе был дефицит на все. Промтовары распределялись по карточкам, и кубинцы скупали у моряков все подряд, одеколон, мыло, одежду и т.д. Небольшие местные деньги у моряков водились.
   Возвращается 2 помощник с группой из города и, чтобы не возникло у охраны на проходной никаких подозрений, разобрали они кокосы из мешка, каждому по несколько штук, оставшиеся пришлось выбросить. На проходной объяснили, что насобирали орехов на пляже.
   Кроме д/э «Лена»в порту Мариэль стояли еще два советских судна.На следующий день вечером на д/э «Лена» прибыл к судовому врачу коллега с соседнего судна и пригласил его на свое судно на консилиум. На том судне помполит с группой, во время похода на пляж, решил залезть на кокосовую пальму за орехами. Долез до средины дерева, сорвался и упал. Упал очень неудачно на спину. Принесли его на судно, ноги не шевелятся, подозрение на повреждение позвоночника. Собрались на консилиум судовые врачи со всех трех судов и решили, все-таки, отправить помполита в госпиталь. В госпитале диагноз повреждения позвоночника подтвердился. Знал бы помполит, сколько стоят кокосы в городе, может и не полез бы на пальму.
     А  окаменевший цемент из трюма выгрузили при помощи отбойных молотков и ломов. После окончания выгрузки трюма №1 нашли место водотечности. Через  водонепроницаемую переборку между трюмом и форпиком ранее проходила труба обогрева форпика, но судно старое и система обогрева балластных танков давно уже не работала. Под погрузку цемента в Мурманске судно встало сразу после выхода из ремонта из СРЗ. В ремонте систему обогрева балластных танков демонтировали как нерабочую. Трубу, проходящую через переборку, отрезали, а отверстие, через которое   эта труба проходила, заварить забыли.   
    Ремонт, обычно, заканчивают в спешке и, при приемке судна из ремонта, многие недоделки не замечаются. Считается, что все, что не выполнил завод, доделает экипаж судна.