Контрабанда

Лев Ефремов
               
     Д/э «Лена» прибыл в порт Мурманск после пятимесячного рейса. Были заходы под грузовые операции в порты Северной Европы и Канады.  Старший помощник капитана, отработав на судне без отпуска более года, в рейсе получил радиограмму из отдела кадров о том, что ему готовится замена и после рейса будет предоставлен очередной отпуск.
 На душе праздник. На календаре май месяц и отдыхать предстоит более трех месяцев, накопились отгулы за проработанное время. К тому же в  порту Гамбург купил на автомобильной разборке почти новый двигатель с коробкой передач для своего, ранее купленного за границей, автомобиля «Форд». Сидит старпом в каюте, к передаче дел новому старпому готовится. Судно стоит в порту уже третьи сутки, а замены все нет. Конец рабочего дня, пора собираться домой. Заходит в каюту агент службы «Трансфлот»  для подписания акта, выполненных  по обслуживанию  судна, работ. Он прибыл на автомашине и появилась у старпома возможность вывезти с судна  двигатель для  «Форда». Погрузили на автомашину двигатель, закрывает старпом свою каюту и появляется его сменщик, мужчина лет пятидесяти, в морской форме. Говорит, что раньше прибыть на судно не мог, были какие- то дела. Просит оставить ключи от каюты, он вечером сам просмотрит судовую документацию, судно, а утром, они вдвоем займутся официальным приемом-передачей старпомовских дел. Оставил старый старпом ключи от каюты и с радостью убыл домой.
  Дома праздник, с женой планируют, куда они на своей машине на все лето смогут уехать. Утром, по дороге на судно, решил зайти в Отдел кадров Пароходства. Заходит с хорошим настроением к старшему инспектору их группы судов. И слышит нехорошую новость, что в его каюте обнаружена контрабанда. Вместе с инспектором идут к начальнику Отдела кадров, тот сообщает, что с судна поступил сигнал. В каюте старпома обнаружены порнографические журналы. Пытается старпом оправдаться, что вопервых никакой порноты в его каюте быть не может, а вовторых судно стоит в порту уже четвертые сутки и за это время можно было вывезти все, что угодно. Посылают его на судно самому разбираться с этой ситуацией. Пришел на судно и узнал, что новый, но еще не принявший дела, старпом Самусенко Иван Андреевич, просмотрел в каюте оставшиеся от прежнего хозяина вещи, нашел два журнала «Playboy», доложил капитану, собрал комиссию в составе помполита,  хозпома - зам. секретаря судовой парторганизации и рядовых членов экипажа. Составили соответствующий акт, доложили в Пароходство,  а журналы в присутствии вышеуказанной комиссии сожгли на корме судна с соблюдением всех формальностей, т.е. составили еще один акт. Такие в то время были правила. Начали таскать старпома по кабинетам Пароходства,    и везде пришлось ему выслушивать о вреде, наносимом такой литературой, советскому человеку, о высоком звании моряка торгового флота СССР.  Его
объяснения, что у него в каюте этих журналов быть не могло, что,  прежде чем сжечь, могли бы снять отпечатки пальцев, во внимание приняты не были. К тому же с судна убыл в отпуск 2-грузовой помощник капитана, а  замену ему найти не могли. Лето, все нормальные работники в отпуске. В резерве только  ранее проштрафившиеся работники. Закончилось это дело  тем, что вместо отпуска пошел бывший старпом вторым помощником капитана на этом же судне. Капитан и отдел кадров довольны, вторым помощником работает грамотный, знающий судно и грузовое дело помощник. Бывшему старпому объясняют, что он легко отделался - могли и визу прихлопнуть. Вновь прибывший на судно старпом, сначала избегал лишний раз со вторым помощником встречаться, затем морская жизнь вошла в свою колею. Согласно морским традициям и Уставу службы, командиры при входе в каюткампанию, для приема пищи, должны спрашивать разрешение у капитана судна, а в его отсутствие у старшего помощника. На ходовой вахте  старший помощник сменяет второго и в каюткампании, они не встречаются. На стояночной происходят встречи, и в отсутствие капитана, старпом начал требовать, чтобы второй помощник спрашивал у него разрешение на посещение каюткампании и, если не будет запроса на посещение, дал распоряжение буфетчице второму помощнику стол не накрывать. Попытался второй помощник воздействовать на старпома через капитана, но тот, опасаясь лишних доносов, решил в этот конфликт не вмешиваться. В конце августа приходит д/э «Лена» под выгрузку в порт Монреаль. На судне получают циркуляр из Пароходства, что с 01 сентября вводится запрет на ввоз из-за границы подержанных автомобилей. В то время моряки покупали за границей автомобили с пробегом, привозили их домой с оплатой небольшой пошлины. Капитан и новый старпом Иван Андреевич собирались приобрести в Канаде автомашины. После Монреаля судно должно следовать под погрузку в Торонто, там выбор автомашин больше, к тому же гаражи, где продаются автомашины с пробегом, находятся ближе к порту. Но в Торонто судно прибудет уже 2 сентября, когда будет действовать запрет на покупку. Можно, конечно же, купить авто и 2-3 сентября, продавец поставит любую дату продажи, но имеется опасение,   как бы второй помощник, который имеет «зуб» на обоих, не сообщил об этом куда следует. И решили покупать автомашины в Монреале. Купили. Капитан хорошую, за 500 канадских долларов, Иван Андреевич за 250 долларов шестиметровый «Бьюик», у которого самой ценной запчастью, был аккумулятор. Продавец, подъехав на «Бьюике» к борту судна, этот аккумулятор снял и, несмотря на слезные просьбы Ивана Андреевича, увез  с собой.
    2 сентября ошвартовались в порту Торонто. Началась погрузка судна. Капитан пошел в город смотреть запчасти для своей автомашины. Второй помощник ранее несколько раз был в Торонто, знал, где находятся мастерские, в которых разбирают на части разбитые автомашины. После вахты взял с собой в группу двух матросов, бутылку водки для канадских автослесарей и отправился на авторазборку. В гараже отдал работягам водку, объяснил, что ему нужны для автомашины запчасти. Рабочие гаража дали ему «добро» на поиски и снятие с автомашин нужного ему оборудования. Сняв нужные ему детали, второй помощник вернулся на судно. На трапе его встретил Иван Андреевич, поинтересовался, где он был. У матросов разузнал, что второй помощник наснимал и принес на судно много деталей для своей автомашины. Быстро собрался, передал вахту второму помощнику, взял в помощь двух матросов и с мешками побежал за деталями. На его «Бьюике» были разбиты – передняя левая фара и задний подфарник. Размеры подфарника около 60 см, такого в Союзе точно не купишь. Насобирали они на свалке 6 мешков запчастей и все нужные. Довольный Иван Андреевич с матросами подходят к выходу с автомобильной свалки и тут их встречают канадские рабочие, ругаются и велят все отдать. Матросы с радостью мешки бросают, неохота чужое «добро» таскать, а Иван Андреевич пытается свое «добро» отстоять. Но силы не равные, к тому же он и английский мало того, что плохо знал, он еще от волнения и вообще его забыл. Только и просит тонким голосочком:                - Отдай.-  Отобрали канадцы все запчасти, остался в руках у Ивана Андреевича самое для него дорогое – подфарник. По рассказам матросов, началось форменное цирковое представление. Канадец  тянет подфарник в одну сторону, Иван Андреевич в другую и тоненьким голосом свое:                -Отдай.- Кончилось тем, что подфарник сломался. Бросил его Иван Андреевич и с камнем на сердце, чуть не плача поплелся на судно. А на судне тоже свои неприятности. Капитан сходил в город, нашел нужные ему авто детали, но цена на них была выше стоимости его автомашины. Вернулся на судно в расстроенных чувствах. Встречает его у трапа второй помощник, который подменил на вахте старпома. Капитан просит у помощника ключ от каюты, который он оставил старпому, когда уходил с судна. 2 помощник объясняет, что старпом ключ ему не передавал. Капитан рассерженный  поднимается к своей каюте. Устал и в туалет надо, а каюта заперта. В нижней части каютной  двери для аварийного выхода имеется филенка, которую при необходимости, при авариях выбивают. Капитан тоже решил попробовать выбить ее и таким образом попасть в свою каюту. Со всей силой, с накопившейся злостью бьет ногой по филенке. Филенка на месте, а он отбивает ногу. Вероятно, его предшественник укрепил ее, чтобы обезопасить каюту от проникновения в нее посторонних. В это время на борт прибыл тоже  расстроенный Иван Андреевич. Второй помощник докладывает, что его ждет около каюты капитан. Поднимается старпом к каюте капитана, тот прыгает на одной ноге, вторая отбита. Рев на судне стоял оглушительный.               
  Закончили погрузку в Торонто. Вышли в рейс, судно следует по озеру Онтарио. Начало сентября, день, ясная солнечная погода. На шлюпочной палубе стоит автомашина капитана. Блестит на солнце отполированный и покрытый  специальной восковой пастой корпус, колеса с автомобиля сняты и лежат рядом, болты, крепящие колеса, находятся рядом в ведре с соляром. Они немного покрылись ржавчиной, а заменить в России их нельзя, резьба дюймовая, а в России метрическая. Поднялся на мостик капитан, проверил курс, просмотрел метеосводку. Прогноз погоды благоприятный. Настроение хорошее, напевая в полголоса, выходит на крыло мостика, полюбоваться на свою «ласточку». И к своему ужасу, видит такую картинку:  Иван Андреевич, как раз в это время, вываливает из ведра автомобильные болты в море.  Крик застрял у капитана в горле. Попробовал кричать – не получается, пошел в каюту и лег в койку. Хорошо на борту в составе экипажа имелся доктор. Тот дал капитану успокоительное. Иван Андреевич в свое оправдание говорил, что просто наводил порядок на судне и не знал, что в ведре находится. Ну, что с него возьмешь? Болты для колес механики вытачили новые.  С приходом в Мурманск капитан ушел в отпуск. Иван Андреевич сходил еще в один рейс с новым капитаном. В том рейсе тоже отличился.
   Прошло несколько лет. Едет бывший второй помощник с женой в троллейбусе. Вдруг к ним с радостным возгласом подходит мужичок, лицо от радости так и светится.               
- Как здоровье, как жизнь, на каком сейчас судне и в какой должности? А я, сейчаc на пенсии.- Сообщает он. Жена потом говорит:
- Смотрю, лицо вроде знакомое, по разговору, вижу, что твой друг, а вот вспомнить, кто это, не могу.
-Так это друг наш, подсидевший меня бывший старпом, который мне столько гадостей сделал - Самусенко Иван Андреевич.               
Хорошая получилась встреча,можно сказать сердечная.