Мельницы реки Колокши. Продолжение 5

Владимир Макаров 3
Колокша выше бочага Исаковец. Состояние берегов.
На фотографии бочаг Анашен.
 Далее вверх по течению идет довольно длинный, около километра участок Колокши с большим перепадом высот, который позволил бы дать работу еще двум мельницам, но их постройку сдерживало несколько факторов. Первым следует назвать рельеф берегов: выше Исаковца по правому берегу до самой пятой мельницы раньше шло низкое болотистое и топкое место, предположительно давно заросшая старица Колокшы, что требовало бы большого объема земляных работ при постройке плотин, даже если применить плотину для деривационного способа подачи воды. А с левого берега от Исаковца вверх по течению начинался крутой подъем,  затем за следующим поворотом и с левого берега начиналась низина. И все же одну из мельниц, выше Исаковца было можно поставить, но требовалось на правом берегу проложить дорогу от реки через болото наверх на пятнадцати метровый подъем, а дорога по левому берегу существовала, и к ней необходимо было сделать подъезд. Ну, а постройка еще одной мельницы на следующем повороте реки была возможной, но подъехать к ней из-за прибрежной низины было сложно и с правого берега. А с левого подняться сразу на тридцати метровый склон было просто невозможно, строить же двухсотметровую дорогу по болоту и низине в те времена было просто нереально.
 Что касается современного состояния этого участка реки, то его можно условно разделить на две части. Первая до поворота вверх  по течению более – менее доступна, особенно в маловодье, тогда можно идти вдоль течения реки по отмелям и переходить реку по камням или в брод. Во время половодья и дождей нужно идти по правому берегу, где еще лет двадцать назад была тропа, но сейчас там местами  идут сплошные заросли ольхи и ивы, которые приходится обходить, немного отдаляясь от реки.  Но прибрежное болото постепенно заросло, из него пробились ручьи, и сейчас уже нет мест, где невозможно пройти по прибрежной низине. Места здесь красивые и очень живописные. Так, если идешь низом вдоль реки, то возникает ощущение, будто ты идешь по долине горной реки, а, идя левым берегом по лыжной трассе, поднимающейся к верху, доходишь до места, где с обрыва открывается замечательный вид на дальние леса, реку и ее верхнее течение, которое видно вплоть до  омута пятой мельницы.
 Дальше, за поворотом и по левому берегу начинается низина, заросшая ивой,  черной смородиной, ольхой, а склоны кроме старых елей заросли молодыми рябинами – место это очень глухое, хотя в ста метрах и проходит лыжная трасса с очень интересным живописным спуском, и пройти по этому участку берега можно, но с великим трудом. А по правому берегу проходимость прибрежных мест становиться чуть лучше, но все равно идти затруднительно, пройдет еще немного времени и здесь всё побережье зарастет кустарником.
 Река в этом месте имеет очень большой перепад высот, может быть самый большой на реке, в русле много валунов, есть несколько небольших островков.

Пятая мельница. Анашен. Самое глубокое место на Колокше. Ключи. На фото бочаг Ананеш.
 Пятая мельница находилась на расстоянии более километра вверх по течению от деревни Демино. От этой мельницы сохранились земляные насыпи и мельничный омут, еще и сейчас очень глубокий, но уже частично замытый песком. Рядом с ним чуть ниже по течению находится бочаг, образовавшийся в результате смыва водой плотины. Мельничный омут назывался «Анашенским» или «Анашеном».
 Этот бочаг, вернее два бочага переходящие друг в друга долгое время являлись самыми глубокими и большими по площади на Колокше, вполне вероятно, и сейчас ими являются. Эту мельницу также  никто из местных жителей не застал, могу только предположить, что она работала до Войны. Мое предположение основываются на следующих фактах, позволяющих на основании прошедших с той поры изменений в течении реки сделать этот вывод.
 Бочаг, образовавшийся ниже мельничной плотины после ее смыва начал замываться песком с середины пятидесятых годов: сначала по правому берегу, река намыла песчаную косу, отделив от берега небольшую заводь, в которой вода всегда была  теплой. На этой косе мы, тогда еще дети, любили играть на чистом песке и загорать на солнце. Сейчас это место заросло ивняком и при ежегодных разливах все больше возвышается над уровнем воды за счет приносимого рекой ила и песка.
 Отмечу, что раньше даже в самые жаркие дни вода в Анашене прогревалась на глубину только в полметра, а ниже была очень холодной, из-за бивших со дна родников, поэтому плавать в этом бочаге, несмотря на его значительную площадь, было не очень приятно, а порой и просто страшновато. По крайней мере, мы в те годы там с плота никогда не ныряли и не плавали с маской и трубкой на середине бочага.
 А еще в конце пятидесятых годов, ниже бывшей мельничной плотины в тихие дни конца лета, когда вода приобретает зеленоватый цвет и становится наиболее прозрачной, по рассказам старших, было видно лежащее далеко на дне мельничное колесо. Позднее я, в середине шестидесятых годов, плавая на плоту по этому бочагу, уже ничего там не видел. Кстати, тогда, мы с ребятами попытались замерить глубину бочага, опуская с плота пяти метровую жердь – до дна мы не достали, а взять для этой цели длинную веревку с грузом мы, увы, не догадались! Опять таки, из рассказов старших нам было известно, что на дно бочага, находившееся ниже мельничной плотины, был уложен бревенчатый настил, предотвращавший размыв речного дна под  мельничным колесом. Говорили также, что глубина бочага достигала тогда 10 метров, во что, однако, с трудом вериться, однако выскажу несколько фантастическое предположение о глубине омута. Наверное, все видели ключи, бьющие из-под земли – вода в них как бы бурлит, выходя на поверхность, а еще интереснее и, я бы сказал, загадочней, подводные ключи – вода в них постоянно поднимает частицы песка и кажется живой. Попробовать замерить глубину, с которой она поднимается, опуская в жерло ключа, к примеру, палку можно, и в этом случае всегда поражаешься, увидев, что метровая палка вся уходит под землю!  Как я уже говорил, вода в бочаге была очень холодная, поэтому вполне возможно на дне находилось насколько ключей и, замеряя глубину бочага, в этом случае на самом деле мерили глубину бьющих со дна родников.
 В середине семидесятых годов «славные» строители газопровода «Сияние Севера», проходящего примерно в пяти километрах от этих мест,  имея цель полакомиться рыбкой, глушили ее здесь взрывчаткой. Не знаю, сколько они получили от этого дела рыбы, но возможно с той поры и начало замывать дно этого бочага. Сейчас он сильно замыт песком, наибольшая глубина составляет где-то два с половиной метра, родники, бившие со дна, исчезли и поэтому вода уже не такая холодная, как было раньше.
 На Анашене на не очень глубоких местах всегда росли кувшинки и, плавая на плоту, можно было видеть в прозрачной воде их длинные подводные стебли, похожие на неведомых  подводных змей. Что касается рыбы, то раньше в этом бочаге водились щуки, и их часто ловили на жерлицу. Кроме того, здесь всегда водилась, и водиться сейчас стая голавлей, любящих вечерами подниматься к поверхности воды и медленно плавать, ловя попавших в воду насекомых. Увы, но поймать на удочку эту рыбу очень трудно!
 В завершении рассмотрим пути подъезда к этой пятой мельнице. От деревни Демино к этой мельнице можно было проехать по дороге, идущей по краю поля вдоль берега Колокши, а затем через лес шла довольно приличная дорога, местами очень прямая, так, что казалось, что ты идешь по длинному зеленому коридору.  И с левого берега существовал подъезд к мельнице и там дорога постепенно, с поворотами, используя рельеф местности, поднималась в гору  на тридцатиметровый берег, где и выходила на дорогу, по которой можно было проехать как к деревне Седлово, как и к деревне Ераково. На эту же дорогу  чуть ближе к деревне Седлово, выходила и дорога от четвертой мельницы. Кроме того, через Колокшу существовал переезд, по которому на подводе можно было попасть из деревни Демино в деревню Ераково, правда сейчас переезд через реку из-за размыва берегов стал невозможен, а участок бывшей дороги у реки сначала превратился в тропу, потом совсем зарос и исчез.
 Таким образом, сообщение от пятой мельницы с населенными пунктами было налажено, но дороги были намного длиннее и труднее, чем, к примеру, к третьей мельнице.