Cinema, cinema, cinema Однажды в Америке

Людмила Демьяченок
 »Память — это не статичная кладовая событий имевших место в жизни, а живой процесс воссоздания и обновления этих событий такими, какими мы хотим их помнить, чтобы не бояться к ним возвращаться и через тридцать пять лет…»

 

Бесконечно трогательные, пронзающие до самой глубины души, чистые звуки одинокой флейты, медленно погружающие тебя в другую реальность. Грустные и печальные, но несущие в себе свет и дарящие надежду…

Уже который раз я смотрю свой любимый фильм «Однажды в Америке». Как и много лет назад, он волнует меня по-прежнему. Редкое и изысканное сочетание – работа режиссера, оператора, точно подобранного ансамбля артистов, художников и… великая музыка.

Здесь все слилось в единую гармонию. Все совершенно, как только может быть совершенен ШЕДЕВР.

Музыка Морриконе, нежная, чувственная, заставляющая сопереживать и ощущать эту, кажущуюся уже вовсе не «экранной», жизнь. Позволяющая наряду с героем прочувствовать и пережить все, до последнего кадра.

Прихотливое слияние воспоминаний, сновидений и опиумных грез – здесь все слилось в одно цельное и единое полотно.

 Музыка в фильме – неотъемлемая часть повествования. Чего стоят в последних сценах фильма мелодии «Колыбельной» Гершвина из «Порги энд Бесс» и незабываемой «Yesterday» Битлс…

Горький финал жизни героя, заканчивающейся неминуемой катастрофой. Но сколько невысказанной нежности, светлой грусти и печали… тихий, «закадровый», но такой многоговорящий, всеобъемлющий, проникающий в самое сердце музыкальный  фон.

Свою гангстерскую сагу «Однажды в Америке» Серджио Леоне снял в далеком уже 1984 году по книге с названием «Уличные банды». Отснятый киноматериал предполагал 10 часов кинопросмотра. Очень тщательно подбирались актеры на роли. Стоит заметить только, что свои кандидатуры предлагали такие звезды мирового кино, как Жерар Депардье и Клавдия Кардинале.

В настоящее время фильм идет где – то около четырех часов, но держит  в постоянном напряжении, смотрится «на одном дыхании». Сам Серджио Леоне рассказывает так о своем фильме: «Это очень горький фильм, жизнь главного героя заканчивается катастрофой.»

События, показываемые в фильме, охватывают почти полвека. Это период 20-х, 30-х и 60-х годов XX века. Режиссер очень тщательно и скрупулезно восстанавливает эпоху в кадрах (отдельное «браво» художникам).

Камера медленно скользит по шумным улицам кварталов Ист-Сайда – еврейского гетто Нью-Йорка . Несколько размытые коричнево-серые  тона, окутанные временной дымкой, словно погружаешься в старые, пожелтевшие от времени, фотографии. Кадры производят впечатление документальных, иллюзия полной достоверности. Замечательная работа режиссера и операторов.

Главные герои фильма – Дэвид Ааронсон по кличке Noodles (Лапша) и его друзья, выходцы из  городских «низов», Макс и другие, организзуют уличную банду, клянутся друг другу в вечной дружбе. Все они – /точное попадание/ порождение своего времени. Стремление выжить, утвердиться во что бы то ни стало любыми, доступными им, средствами так, как они это понимают.

История великой дружбы, любви и предательства раскрывается на наших глазах. Сюжетная композиция картины довольно сложная. Постоянные временные перемещения делают фильм непохожим на другие, усложняют привычное нам понимание событий. Это напоминает, скорее, мозаику или своеобразный пазл, который требует от зрителя определенных усилий в осмыслении.

Но все эти приемы несомненно лишь усиливают эмоциональное звучание картины, заставляют зрителя думать. Здесь нет и не может быть однозначной примитивности, как нет ее и в самой жизни. Ведь жизнь редко дает нам конкретные ответы на наши самые важные вопросы.

Однажды режиссер назвал свой фильм «сказкой для взрослых». В этих словах нашло свое воплощение восхищение самого Серджио Леоне Америкой. Страной, где любая история может воплотиться в реальность. И он создал здесь свое чудо. Его фильм – сага, полная очарования и поэтичности воспроизведения, где опиумные фантазии и реальность причудливо перемешаны и воспроизведены.

И, все же, почему фильм так притягивает? Почему история, казалось бы, далекой и чуждой мне Америки заставляет возвращаться вот уже на протяжении многих лет к этой ленте и снова и снова пересматривать ее, волнуясь и переживая? Нет однозначности и в ответе.

В киносправочнике я отыскала такие строки об этом фильме: «Эмоциональное ядро фильма – мрачная элегия о человеке, которого перемалывает время и который в конце не испытывает ничего, кроме бессильной печали.»

И, все же, что кажется таким притягательным в этой картине? Почему так пронзительны, так светлы и печальны звуки одинокой флейты?

Грустная «сказка для взрослых» вовсе не кажется нам сказкой. Фильм заставляет нас размышлять над такими важными человеческими понятиями, как чувство долга, необходимость жизненного выбора, человеческой чести и достоинства, наконец, справедливости. А еще, дарит надежду на существование ВЕЛИКОЙ МУЖСКОЙ ДРУЖБЫ и ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ… И пусть этот мир полон жестокости, подлости и предательства. Но, пока жива надежда….

Льются нежные, завораживающие душу, взывающие к нашему сердцу звуки флейты…

12 декабря 2012 года                Гродно Беларусь