Зачем государству вера в Бога?

Владимир Хохлев
В сокращенном виде статья опубликована в газете "НЕВСКОЕ ВРЕМЯ" (Санкт-Петербург) №223 от 12.12.2012

В 2013 году наш город, да и весь православный мир будет отмечать 300-летие Свято- Троицкой Александро-Невской Лавры. Событие куда более значимое, чем, прошедшие не так давно, 300-летия Санкт-Петербурга и Царского села. Значимое для людей, потому что впрямую касается внутреннего вопроса жизни каждого человека – его отношения с Богом. Значимое и для  государства, которое (как сейчас некоторые говорят) пытается выстраивать «партнерские» отношения с Церковью.

Зачем государству вера в Бога?
Бытует мнение, что верующие - более послушны, терпимы, менее агрессивны, не имеют политических, властных и прочих амбиций. Что управлять ими легче. В этом ли главная цель взаимоотношений государства и Церкви? Конечно, нет. Потому что в приведенном тезисе освещена лишь половина цели - говорится об управлении верующими. И нет второй, куда более значимой части – ни слова о тех, кто управляет.
Должны ли управленцы верить в Бога? 
Вопрос не праздный, потому что ответ на него впрямую влияет на силу государства.
Представим себе, что атеист попадает на государственную службу. Для него Бога нет, и, значит, «все позволено». Чем он будет заниматься? В первую очередь сохранением себя во власти. Ему нужно закрепиться в ней, обрасти друзьями, нужными связями. Начать оказывать услуги, в ответ просить что-то для себя. Как только атеисту представится возможность карьерного роста – он «рванет» вверх. И еще раз, и еще... Чтобы такие возможности представлялись, атеист должен быть «на хорошем счету», заметным. Для этого необходим само-пиар, скрытая самореклама... Все перечисленное и составляет основной круг забот начинающего госслужащего. Собственно государственная служба для него, как лишняя обязанность.
Как в аналогичной ситуации ведет себя верующий? Он служит, честно и профессионально. В первую очередь думает о Боге, затем о людях, которые оказались в поле его деятельности, потом уже о себе. Все принимаемые решения он соотносит с Божьим законом, не допуская никакой отсебятины. На веру он опирается, как на самое (из всех возможных) твердое и незыблемое основание. Бог - был, есть и будет. Если обстоятельства вынудят верующего покинуть власть, он сделает это легко, без внутреннего надлома. Значит, так нужно Богу.
Вернемся к атеисту, который «подсуетился» и стал уже каким-нибудь начальником. Теперь ему нужны: кабинет, средства связи, в том числе правительственной, машина, хороший оклад, почет и уважение. Некоторые не могут без собственных резиденций. Еще нужен аппарат. В таком примерно составе: начальник аппарата, секретарь, помощники, референты, юрист, пресс-секретарь. Также личный водитель.
Начальник аппарата обеспечивает политическое присутствие атеиста в нужных местах и в нужное время. Секретарь соединяет с нужными людьми и отбивает ненужных. Помощники помогают атеисту устраивать свой быт, занимаются, в основном, его личными делами. Елка, подарки к Новому году, жену на работу, детей в школу, авиабилеты, билеты в театр, продукты, бытовая техника, обустройство дачи, баня, охота, рыбалка и пр. Референты пишут письма, готовят проекты приказов, финансово и политически атеисту выгодных. Юрист обеспечивает законность действий. Пресс-секретарь создает положительный имидж... В глазах людей начальник-атеист (даже если он совершает зло – берет взятки, развратничает, считает народ быдлом и пр.) стремится выглядеть благонамеренным и законопослушным. На экране телевизора он поздравит с юбилеем бабушку-пенсионерку, вручит детской поликлинике компьютер, купленный на деньги налогоплательщиков.
За возможность «выжимать» из своего служебного положения всяческие блага начальник-атеист (по сути - благосос) пойдет практически на всё. И никогда добровольно не сдаст «завоеванных» позиций.
Ничего полезного для государства и для людей он не совершает.
У начальника верующего тоже могут быть и кабинет и аппарат, но все его усилия прямо противоположны. Имеющуюся власть он использует во благо людей и для укрепления государства. Верующий – нестяжатель, он довольствуется тем должностным окладом, который есть и не выстраивает никаких коммерческих схем. О положительном имидже ему заботиться не нужно. Он узнается по делам. По делам же и оценивается обществом. Государственная служба для верующего сродни исполнению послушания. Он уповает на Бога, и только Ему подчинен.
Из двух начальников кто более ценен государству? Ответ очевиден.
Рассмотрим другие аспекты влияния веры в Бога (или неверия) на жизнь людей и страны. 

Государству, без налогов, а, значит, без бизнеса, без негосударственной инициативы не выжить.
Как атеист выстраивает бизнес? И днем и ночью стремится к главной цели - извлечению прибыли. Мир, природа, нанятые работники, связи с государственной властью - для атеиста лишь средства для добывания денег. Деньги для него – мерило всего. Добытые деньги, атеист-бизнесмен тратит на что угодно, но только не на добрые дела. Он не понимает, во что нужно инвестировать - вкладывает только туда, откуда можно извлечь дополнительные дивиденды. Заводит примерно такой же, как у атеиста-чиновника аппарат, скупает недвижимость, транспортные средства, драгоценности... На всякий случай выводит большую часть активов за рубеж. Поскольку Бога над ним нет, атеист-бизнесмен может продавать людям просроченные продукты, некачественную технику, необеспеченные туристические туры и пр. Может затеять финансовую пирамиду или открыть казино. Сокрыть доход, недоплатить в казну налогов (и тем самым ослабить государство) для атеиста - это вторая (после главной) соблазнительная цель.
Как поступает верующий? Тоже работает на прибыль. Но заработанное инвестирует в веру, в восстановление и строительство храмов, в издание книг о Боге, в правильное воспитание подрастающего поколения. Чтобы выпускать качественные товары развивает, модернизирует свое производство. И честно платит налоги. Он понимает, что его бизнес «выживет», если государство не будет трясти бюджетным дефицитом.
Верующий бизнесмен главная опора власти.   

Народу и государству без образования - никак.
Что делает атеист-учитель? Вызубривает изложенное в учебниках и методичках, чтобы ретранслировать это ученикам и студентам. Повторяет, повторяет, повторяет... Из года в год одно и то же. Внушает молодым людям всякий бред: что материя первична, а сознание вторично, что человек произошел от обезьяны, что Бога придумали люди для объяснения природных явлений. Принуждает зубрить недоказанные наукой законы. Которые – сегодня одни, завтра - другие, послезавтра – еще какие-нибудь. Учитель-атеист слепо верит в способность человека познавать и объяснять мир. И даже управлять природой. В эту слепую веру учитель-атеист втягивает доверчивых. С помощью оценок контролирует степень втягивания. Пятерки получают успешно втянувшиеся, двойки – не желающие втягиваться.
Знания, полученные от учителей-атеистов, в реальной жизни практически неприменимы. После экзаменов и зачетов они быстро забываются.
Верующий учитель в первую очередь снабжает учеников знанием о Боге. Дает пример правильной жизни. Учит не зубрить, но мыслить самостоятельно. Всматриваться, вслушиваться, «вдумываться» в окружающую человека действительность. Подводит к поиску смысла бытия, к поиску невидимого Управляющего жизнью. Развивает творческие способности. Наставляет в любви, как в единственной созидательной силе. Учит любить «и ближних, и дальних», даже врагов. Любить и беречь своё отечество. Рассказывает о защитниках родной земли. Дает духовные и нравственные ориентиры, которым человек следует всю свою жизнь.
Верующий учитель обеспечивает общество людьми, стойкими ко всем жизненным перипетиям.   

Внимание государства к СМИ всегда особое. Телевидение, к примеру, способно формировать общественное мнение в масштабе всей страны.      
Как атеист ведет себя в эфире? Доносит до зрителя политические, коммерческие, криминальные, культурные, спортивные и другие новости, ни слова не говоря о Боге. Как будто Он в жизни людей не участвует. 
«Продвинутый» атеист-ведущий какого-нибудь шоу часто похож на клоуна. Он строит гримасы, кривляется, повышает голос, понижает голос, машет руками, листает странички, щелкает авторучкой или компьютерной мышью, приседает, подпрыгивает и пр. И все для того, чтобы, ничего не сказав по сути, привлечь внимание к своей персоне. Главное для него – карьера, популярность, слава. И деньги, конечно. «Креативно» развлечь, «индивидуально» подать информацию в эфир – единственная возможность пропиариться. Неверующий журналист вопросами достоверности информации не задается. Его принцип: услышал, добавил «перца», выплеснул в народ. Чем горячее, тем больше шансов, что запомнят.
Верующий журналист заботится о правде слова. Никогда не ссылается на слухи, не уводит зрителей из реальной жизни, не увлекает проектами. Не пропагандирует разврат и вредные привычки. При любой возможности сообщает зрителям о Боге, Его прямых действиях – откровениях, явлениях Святым подвижникам. О чудесах. Напоминает о молитве – реальном мостике между человеком и Богом. О вере – способной скрепить разных людей в сильный и единый народ.
О лучшей помощи государству не стоит и мечтать.

Рамки печатной площади не позволяют «в том же духе» высказаться об атеистах- и верующих: врачах, продавцах, водителях, пользователях Интернета, писателях, художниках, музыкантах, сценаристах и режиссерах, актерах, эстрадных исполнителях, и всех других активных участниках сложной современной жизни. Думаю, что «проницательный читатель»  способен совершить это самостоятельно.
Чтобы в итоге сделать единственно верный и ничем не опровергаемый вывод: вера в Бога нужна государству - если оно, конечно, стремится быть сильным и независимым - как воздух.

Предвижу что кто-то, прочитав статью, скажет: «В реальной жизни - не так, как в нарисованной схеме – почти нет идеальных, крайних состояний. В жизни есть и верующие - не без греха, и атеисты - честные и порядочные люди. Автор слишком упрощает...». Гиперболизация двух крайностей сделана сознательно. Для выявления принципов действий «героев». Чтобы наиболее выпукло, объемно показать различие их менталитетов и пониманий жизни.
Между абсолютным верующим и абсолютным атеистом - огромное число людей. В которых, в разной степени переплетены вера и безверие. К чему идти?
Решать, читателю. И государству.