Я первая!..

Анатолий Резнер
Foto: forum.dollplanet.ru - Mariannik

Светлане Репнициной (Резнер) посвящаю.
Автор

Который день стояла душная июньская жара. На юге Западной Сибири такое явление не редкость, а, скорее, закономерность.

Погружённый в свои думы, Пётр Николаевич Смирнов, архитектор из Новосибирска - солидного возраста человек в очках, светлых летних брюках, полурасстёгнутой рубашке с короткими рукавами и лёгких туфлях-плетёнках - неторопливо шёл по широкой улице провинциального городка. Сюда на поиск новых идей, скрывающихся в деревянном зодчестве старых мастеров, его забросил томительный зуд творчества. Разглядывая резные обналичники окон скособочившейся бревенчатой избы на высоком каменном фундаменте, Пётр Николаевич размышлял о том, что было бы очень даже неплохо договориться с предпринимателями Новосибирска о производстве...

- Дяденька! - Пётр Николаевич вздрогнул от прозвучавшего рядом задорного детского голоса:
- Дяденька, а дяденька!..

Пётр Николаевич обернулся. Перед ним стояла, светясь огромными голубыми глазами, хрупкая девочка лет десяти в коричневом школьном платьице с белым праздничным  воротничком, пышными бантами на макушке, крылатым белым фартучком и красным пионерским галстуком на груди. Девочка напомнила Петру Николаевичу дочь -  когда-то она была такой же жизнерадостной и счастливой как эта.

- Здрассте! - весело поздоровалась она.

- Здрассте... - кивнул, расплываясь в улыбке, архитектор и вопросительно уставился на девочку, соображая, что ей от него нужно.

- Меня зовут Светланой, - быстро проговорила девочка, склонив головку набок и как потешная собачка глядя в глаза Петру Николаевичу. Не дав ему ответить, она тут же скороговоркой продолжила, склонив головку уже на другую сторону, отчего Пётр Николаевич, непроизвольно повторявший её движения, услышал лёгкий хруст в своих шейных позвонках. - Вы не подскажете мне, как найти хозяина этого номера телефона и где он живёт?
Пётр Николаевич машинально взял протянутый девочкой листочек бумажки, на котором  синими чернилами каллиграфическим почерком были  чётко выведены цифры телефонного номера.

- Я, простите, не знаю, - пожал плечами архитектор, мучительно вспоминая, какой же год на дворе. - Я не местный...

К ним подошла женщина. Спросила:

- Ну как, Светочка, что-нибудь узнала?

- Нет, тётя Лиза, не узнала - дяденька не местный... - и оглянулась вокруг, выискивая кого-нибудь из жителей городка.

- Ах, вон оно что! - засмеялась тётя Лиза, окинув Петра Николаевича любопытным взглядом. - И откуда такой будете?..

- Из Новосибирска я, архитектор, - виновато улыбнулся Пётр Николаевич, смущённо поправляя очки на носу. Ему почему-то стало очень неудобно от того, что он здесь чужой и ничем не может помочь хорошенькой девочке в праздничном наряде. - А... кого вы ищете? - спросил он, чтобы отвлечь внимание со своей, как он подумал, никчемной персоны на другой, более важный объект.

Женщина, несмотря на рвущуюся изнутри бойкую натуру, странно прикусила нижнюю губу и перевела смеющийся взор с очков Петра Николаевича на Светлану.

А девочка уже тараторила:

- У нас в школе игра такая! Летом мы ставим в школьном саду палаточный лагерь и играем в разные игры. Нас двадцать пять человек. Мы одноклассники. Тётя Лиза - моя сопровождающая. Ну, это чтобы я не бегала по городу одна. Тётя Лиза - мама Коли Шварца, он со мной за одной партой сидит...

- Сопровождающие так подобраны, чтобы не подсказывали, где и как искать этот телефон, - вставила реплику женщина.

- Ах, это игра! - воскликнул архитектор.

- Тётя Лиза! - строго и с вызовом посмотрела на неё Светлана. - Я сама!.. - и, повернувшись к Петру Николаевичу, продолжила: - Сегодня пионервожатые вручили сопровождающим запечатанные конверты, на каждом из которых написали название улицы и номер дома, от которого я должна была начать поиск телефона. И каждый одноклассник получил такие же задания, только улицы у всех разные. Тётя Лиза должна была открыть конверт ровно в десять часов утра и прочесть мне моё задание. Теперь я должна по телефонному номеру найти в городе того, кому этот номер принадлежит, а также прийти туда, где стоит телефонный аппарат с этим номером. Победит тот, кто выполнит задачу первым!..

- Понятно! - обрадовался удивительной затее архитектор. - И чтобы быстрее найти телефон, ты решила спросить первого встречного!..

- Да, - сокрушённо вздохнула Светлана. - Только вы не местный... Прямо не знаю, что и делать, у кого спрашивать, где искать...

- Так это же очень просто! - воскликнул архитектор.

- Вы думаете, это просто? - спросила Светлана, зажигаясь надеждой.

- Конечно! - ответил Пётр Николаевич. - Мы с вами стоим на околице, значит надо двигаться к центру города, и даже не города, а туда, где стоит ваша школа. И по пути спрашивать всех подряд, смотреть, куда проведены телефоны.

- Как же мы определим, в каких домах есть телефоны? - скептически поинтересовалась тётя Лиза.

Петра Николаевича охватил азарт игры.

- А нам и не нужны все телефоны, - ответил он. -  Нам нужен всего один, с которого мы позвоним в справочную и спросим!..

- Верно! - запрыгала Светлана и захлопала от радости в ладоши.

- Смотрите, смотрите! - закричал Пётр Николаевич, указывая рукой вверх. - Вон с того электрического столба к дому спускается чёрный кабель - это телефонный провод! Идёмте туда!..

- Вперёд! - ринулась со всех ног к дому охваченная энтузиазмом девочка.

- Но это проходная режимного предприятия, - нахмурила брови тётя Лиза. - Нам туда нельзя.

- Почему? - не согласился архитектор. - Мы только спросим, и всё!

Когда Пётр Николаевич с тётей Лизой вошли в фойе одноэтажного здания, Светлана уже осаждала начальника охраны, выбежавшего на зов сердитого старика-вахтёра.

- Да понял я, понял! - по-доброму усмехался начальник, шаг за шагом отступая от девочки. Увидев сопровождавших и переглянувшись с ними, махнул рукой: - Хорошо, хорошо, сейчас посмотрю. Ждите меня здесь! - и скрылся за дверью кабинета.

Минут через пять он вышел и, довольный собою, торжественно провозгласил:

- Пионерка Светлана, вам надлежит бежать в вашу школу. Там, в читальном зале, спросите. Потому что номер телефона принадлежит заведующей библиотекой!..

- Ура-а! - закричала Светлана. - Я нашла, нашла!.. Спасибо, дяденька, спасибо, охранники!.. Тётя Лиза, бежим в школу, скорее! Дяденька архитектор, и вы должны бежать с нами - я должна вас всем показать!..

- Ну, что, бежим? - смеясь спросил Пётр Николаевич тётю Лизу. - Надо подсобить ребёнку!..

- Бежим! - легко согласилась тётя Лиза. - Надеюсь, мой Коля уже давно там!..

Школа, как оказалось, располагалась на соседней улице. К ней с разных сторон бежали, что-то крича, взрослые и дети. Пётр Николаевич, тётя Лиза и шустрая Светлана вбежали в школу, и не сбавляя темпа вслед за показывавшей путь девочкой влетели в библиотеку. Посреди читального зала стоял письменный стол, а на нём - старый чёрный телефонный аппарат. Вокруг стола толпились учителя во главе с директором школы и заведующей библиотекой. Увидев Светлану, тётю Лизу и Петра Николаевича, им неизвестного, они загомонили, захлопали в ладоши, двинулись навстречу. Никого из одноклассников Светланы в зале ещё не было, но из коридора уже слышался топот бегущих людей и их крики. Не теряя времени девочка подбежала к аппарату и сняла трубку:

- Я первая! - крикнула в трубку она. - Я нашла!..

Пётр Николаевич радовался как дитя.

- Тётя Лиза, - тихо обратился он к женщине. - А с какой целью проводится эта игра?

- Вы разве не понимаете? - изумилась тётя Лиза. - Мы учим детей ориентироваться, проявлять смекалку. В чрезвычайной ситуации они придут нам на помощь!..

"Эти люди готовятся к войне!" - подумал Пётр Николаевич. Радость оставила его, уступив место горечи. Он почувствовал, как из уголков глаз сквозь закрытые ресницы просочились слёзы.

Спустя некоторое время он понял, что лежит дома, в тёплой постели, что уже проснулся, и что на дворе не лето холодной войны, а декабрь 2012 года и скоро...

"Нет! - встрепенулся он, протестуя всеми фибрами души. - Нет! После двадцать первого декабря наступит двадцать второе! Вместо конца света наступит его начало!..

- Деда! - позвала с улицы взрослая дочь. - Вставай! Света тебе сейчас с мобильного телефона позвонит!..
 
Пётр Николаевич поднялся, накинул халат, вышел в переднюю, где на старинном письменном столе стоял ещё более старый военно-полевой телефон, затрезвонивший ему навстречу.

Прокашляв горло, он снял трубку:

- Дед слушает!

- Я певая говою!.. - закричала со двора внучка. - Я тебя слушаю, деда!.. Я певая!..

*
Декабрь 2012 года