К 80-летию Мурманского мореходного училища - 4

Серафим Григорьев
«ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ» ПО-МУРМАНСКИ

      1969 год. Мурманск. Проспект имени Ленина.
      Нанесенный мне в лицо удар открытым ножом отправляет меня в нокдаун. А самое обидное заключается в коварстве удара. Исподтишка меня бьет переодетый в гражданку свой же курсант с механического отделения – сын второго секретаря обкома КПСС. Были в ММУ имени Месяцева* и такие: курсанты - мурманчане, которые в массовых драках занимали сторону гражданских группировок. Как-то понять их можно, все же они росли вместе, ходили в одну школу. Витя Кузнец, Саша Колядко и моя  девушка  ведут меня в общежитие на улице Егорова, 5. Но друзья разбегаются, увидев  грозного начальника ОРСО**  майора Казарова. Майор стоит побледневший от гнева. За его могучей спиной - дежурные по училищу офицер и курсант - старшекурсник. Я будто пьяный, в залитой кровью военно-морской форме, но не брошенный  девушкой, иду на эшафот. Лихорадочно вспоминаю рассказы бывшего морского пехотинца Северного флота майора Казарова, который воевал в отряде легендарного Виктора Леонова, дважды Героя Советского Союза.
      Помню главное в его воспоминаниях. И расстегиваю кровью залитый бушлат, из-под которого виднеется тельняшка, а  ленточки с бескозырки беру в рот, стискивая в зубах,  и вместо подхалимского слогана "Там, где мы - там победа", произношу мычащим голосом наше, рыбацкое:
      -  «РЫБАК - ДВАЖДЫ МОРЯК»!
      - Вы не моряки! – цедит сквозь зубы майор. - Вы морАки!
      Именно таких удальцов и выгоняли в ту пору, по директиве Обкома партии, в первую очередь. На следующий день, обласканный накануне преданной девушкой, в отмытой и вычищенной  форме, я стою по стойке «смирно» в кабинете самого начальника училища!
      - Отец… фронтовик, депутат Московского облсовета, заслуженный механизатор РСФСР, член Калужского обкома партии! – начальник ММУ,  капитан дальнего плавания,  Алексей Гусев смотрит в мое личное дело. – А сын?!
      Вижу, на столе начальника ММУ лежит проект приказа об отчислении десятка курсантов! И на приказе красуется виза начальника ОРСО майора Казарова. Такой пытки я не подвергался за всю свою последующую жизнь. На твоих глазах властная рука заносит перьевую ручку над листом бумаги. Прощай Лас-Пальмас, Куба, кокосовые пальмы, джинсы и виски «Johni Walker»!..
      Сейчас я вам должен назвать имя своей девушки. Если кто читал мою новеллу «Мурманская мореходка», тот вспомнит героиню моего рассказа. Это была дочь начальника Мурманского мореходного училища – Лена ГУСЕВА! Сообщил ли майор Казаров начальнику училища, с кем он вчера видел его дочь?! Вполне возможно. Если да, то у начальника училища представляется удобный случай расстаться с непутевым кандидатом в зятья навсегда. Как правило, отчисленных  из училища курсантов отправляют проходить срочную службу в армию. Куда-нибудь в Кушку!
      А на внутреннем плацу духовой оркестр разучивает марши. Впереди 7 Ноября - день Великой Октябрьской социалистической революции. Слышен наш любимый «Марш Славянки»! Начальник на мгновение замирает, прислушиваясь к филигранной игре, которой славится наш духовой оркестр.
      Корнеты, флюгельгорны, эуфониумы, альты, теноры, баритоны, басы, трубы, валторны и тромбоны – все это было предметом его особой заботы. Более того, и одним из главных показателем в социалистическом соревновании с вечным соперником – МВИМУ***. Оглушающими звуками в оркестре выделяются удары большого барабана!
      Следует сказать, что большой барабан в игре духового оркестра морских училищ,  в той исторической обстановке, играл главенствующую роль. Парадные расчеты воинских частей Мурманского гарнизона, Северного флота и Пограничных войск, как правило, проходили впереди нас. ММУ же с «Вышкой» приберегают на десерт. Итак: впереди средней мореходки идут «вояки», а сзади  чеканят шаг  великовозрастные курсанты МВИМУ. Прохождение осуществляется по мурманскому Бродвею****, зажатому многоэтажными домами. И эхо множества больших барабанов, накладываясь друг на  друга, сбивают с шага марширующих курсантов.
      В ММУ барабанщика отбирали в секции бокса. Был не важен музыкальный слух кандидата, его успеваемость и внешний вид. Главное – сильный удар с правой руки! В то время барабанщиком духового оркестра был чемпион мурманской области по боксу среди юниоров в полутяжелом весе Богдан Перепаденко. Он славится, как «Puncher» - нокаутер!
      Вдруг из-за окон кабинета доносится громкий хлопок. Затихает духовой оркестр. А следом в кабинет начальника врывается начальник ОРСО, майор Казаров.  По взволнованному  виду офицера становится понятно – произошло что-то,  адекватное  тревоге: «Человек за бортом»!
      - Наш Панчер снова разбил большой барабан!
      Мне впору рассмеяться, а отцам-командирам явно не до смеха. Анекдот в том, что Богдан Перепаденко, курсант судомеханического факультета, разбивает в своей творческой карьере уже ТРЕТИЙ барабан. И первый было всем жалко, барабаны в то время на палубах не валялись. Да и сам оркестр был кем-то подарен, не полагалось в рыбной мореходке иметь духовой оркестр.
      С грехом пополам, выделив на распределении Мурманскому траловому флоту несколько курсантов-выпускников сверх нормы, ММУ разживается вторым барабаном. Битый-перебитый свидетель торжественных встреч рыбаков на причалах,  в руках Богдана Перепаденко,  барабан кое-как дослужил до праздничного парада 1 Мая. А на параде барабан не выдерживает  могучих ударов чемпиона мурманской области по боксу. «Puncher», войдя в соревновательный азарт с Вышкой, отправляет инструмент в нокаут, проломив могучим ударом бычью кожу.
      Третий барабан доставали всем миром. В виде исключения, начальник главка «Севрыба» выделяет ВАЛЮТУ на приобретение ФИНСКОГО барабана. Даже в ВМИМУ нет такого!.. Однако  могучий сын украинского народа на репетиции выводит из строя дорогостоящую импортную вещь.
      Начальство от волнения даже забывает о курсанте, который стоит на ковре. Наконец, до начальника училища  в голову приходит всем очевидная мысль:
      - Маслопупы*****! – кричит начальник. - Барабанщика надо менять! 
      Срочно посылают за преподавателем физкультуры, который и ведет в ММУ секцию бокса.  Прибегает, на флоте по трапу не ходят, а взбегают, физкультурник. Он снимает в спортзале боксерские перчатки, а бинты размотать не успевает.
      - Необходимо срочно подыскать замену Перепаденко! – не скрывая раздражения, тихо произносит Виктор Гусев. -  Нужен НОРМАЛЬНЫЙ курсант с сильным ударом.
      Не задумываясь, преподаватель показывает забинтованной рукой  на меня.  А я не одарен  музыкальным слухом. И ходить с огромным барабаном на парадах по Бродвею, на виду тысяч и тысяч девчонок? Чтобы моя девушка, с ее утонченным музыкальным вкусом, в окружении таких же музицирующих подруг,  «любовалась»  на униженного героя своего романа?!..
      Начальник училища вычеркивает мою фамилию из приказа на отчисление. А на следующий день мы с майором Казаровым добираемся в заполярный гарнизон морской пехоты «Спутник». Наша цель – раздобыть большой барабан. Праздник на носу!
 
 • - ММУ* - Мурманское мореходное училища имени Месяцева
 • - ОРСО** - Организационно-строевой отдел
 • - ВМИМУ*** - Мурманское высшее инженерное морское училище
 • - мурманский Бродвей**** - проспект имени Ленина
 • - маслопуп***** - машинист, моторист.