Три пузыря в зеркале баллистики и теории полетов

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Три пузыря в зеркале баллистики и теории полетов. Из цикла «Мастер и Маргарита»*


     Между двумя естественнонаучными загадками «Шпага Воланда» и «Полет на запад» М. Булгаков разместил еще одну – «Три пузыря». Все три загадки приходятся на субботу, что не облегчает их решения, но, может быть, эти три загадки – дополнительная маркировка субботы как третьего дня сталинской шестидневки? Сама промежуточная загадка не сложнее двух других, но не менее интересная и познавательно значимая.

     В тексте 30-й главы сильный дождь, начавшийся после вылета Азазелло, мастера и Маргариты со двора мастера, превратил летящих «в три огромных пузыря в воде». Вдумчивого читателя эти пузыри не могут не смутить: для достижения пузыреобразования нужно, чтобы перед каждым из летящих образовалась область сжатого воздуха, но она не может быть значительной по площади и никогда не принимает шарообразной формы, а расходится под тем или иным углом по прямой от головной части летящего предмета (всадника). Шарообразный эффект, генерированный летящим предметом (всадником) связан не с воздухом или воздухо-водяной субстанцией, а со звуком, точнее, с околозвуковой или сверхзвуковой скоростью. При околозвуковой скорости предмет (всадник) летит на передней границе звуковой волны. Превысив скорость звука, предмет (всадник) летит за пределом круга (купола) звуковой волны**.

     Слова «три огромных пузыря» с их конечными числовыми значениями 3, 6 и 2 подсказывают, что всадники субботы летят со скоростью, превышающей скорость звука (343 м/сек), их скорость – 362 м/сек (обычная начальная скорость пули пистолета, минимальная начальная скорость пистолетных пуль – 300 м/сек). Соответственно, всадники, передвигаясь с такой скоростью, не могут разговаривать и не могут перенести такую скорость физически – уже вследствие того, что при сильном дожде в полтора раза возрастает вязкость трения, именно это обстоятельство мешает самолетам взлетать под дождем (см.: http://betyaevs.narod.ru/chapter16/index162.htm). Попытка заговорить в ходе полета была – у мастера - до того, как начался дождь, но его фраза «я хочу попрощаться с городом» была оборвана («съедена») громом. Под громом подразумевается громоподобный хлопок ударной волны, который возникает при превышении скорости звука летящим предметом (всадником).

     Фразу мастера обрывает ударная волна – если только он удержался на лошади на скорости 1235-1240 км/час***.

      Всадники летят к Ивану Бездомному, ставшему Иванушкой, и, надо полагать, с более или менее правдоподобной скоростью. Но мог ли М. Булгаков поднять уровень гиперболизации сюжета с пузырями до образа ударной волны? Если шарообразность оставляемого пулей или артиллерийским снарядом звукового поля ему была известна, то каким образом он во второй половине 1930-х вычислил феномен ударной волны при преодолении звукового барьера предметом, летящим с ускорением и обгоняющим звук? Не является ли аппрезентация ударной волны поздней вставкой в оригинальный текст?

     Сомнения относительно авторства М. Булгакова в эпизоде с тремя пузырями провоцируются тем обстоятельством, что к 1940 г. возникновение ударной волны при превышении скорости звука летящим предметом в лучшем случае оставалось теоретическим предположением.«Большая авиационная энциклопедия» пишет по этому поводу: «Преодоление звукового барьера стало этапным явлением в истории мировой авиации. После первых полетов на реактивных самолетах летчики столкнулись с новым явлением, когда после скорости 1000 км/ч самолет как бы упирался в невидимую стену. Наступает так называемый волновой кризис, обуславливаемый появлением дополнительного сопротивления сжимаемого воздуха. Наличие звукового барьера затрудняло достижение скорости полета, которая в зависимости от состояния воздушной среды находится в пределах 1100-1200 км/ч и, тем более, последующий переход к сверхзвуковому полету»****. Впервые сверхзвуковая скорость самолета была достигнута 14 октября 1947 г. Автором достижения из пилотов стал американский лётчик-испытатель Чак Йегер, осуществивший рекордный полет на экспериментальном самолёте Bell X-1*****. В СССР звуковой барьер был перейден 26 декабря 1948 г. Автором достижения из пилотов стал летчик-испытатель капитан Олег Соколовский, осуществивший полет на самолете Ла-176******.

     Пожалуй, так же, как в случае с предсмертной фразой Кальтенбруннера*******, в тексте наблюдается инкорпорация явления, не известного М. Булгакову, оставившему бренный мир 10 марта 1940 г.


* Публикуемое наблюдение базируется на чтении скрытого текста романа - расшифровке вербально-числовой энигматики, охватывающей весь видимый текст произведения М. Булгакова, включая иерусалимские главы.
** См. об этом: Никифоров Н. Н., Туркин П. И., Жеребцов А. А., Галиенко С. Г. Артиллерия / Под общ. ред. Чистякова М. Н. Москва, 1953 (гл. 6 Полет снаряда) // http://armor.kiev.ua/lib/artilery/06/
*** Физически человек без какой-либо капсулы способен преодолеть звуковой барьер.  Совсем недавно,14 октября 2012 г., это доказал австриец Феликс Баумгартнер, преодолевший звуковой барьер без помощи транспортного средства, в свободном падении во время прыжка с высоты 39 км. В свободном падении он достиг скорости 1342,8 км/час. См. об этом: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Звуковой барьер)
**** БАЭ: http://www.airwar.ru/enc/fighter/la176.html
***** См. об этом:   http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Звуковой барьер)
****** См. об этом: http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=5104
******* Сагит Фаизов Персонажи и персоны мастера: Эрнст Кальтенбруннер // http://sagitfaizov.livejournal.com/51066.html