Афорист оказался...

Габдель Махмут
Оказался афорист… 

***
«… много друзей мне пришлось позабыть,
И многим товарищем стать,
… меня не на что больше купить,
И вряд ли возможно продать».

***
…«Жизнь моя глупая, нервная-нервная…
Хочется жить королем.
Хочется выть, но иду за консервами
С куцым, помятым рублем….»

***
…«Рванусь ли я в ставни резные,
Задену ли створки фрамуг:
Россия, Россия, Россия –
Знакомый и ласковый звук.
Очнешься: дорогу ли спросят,
Вздохнешь ли – погода все злей…
И вновь меня носит и носит
По Родине милой моей».

***
«Вот он, бич – дитя шабашки,
Горе северных широт.
В жизни щедрой на поблажки
Завершен его
полет.
Разлетелись очевидцы -
Вся родня и все друзья,
Не решится подступиться
И милиция моя.
Вот он встал у магазина,
Кинул шапку на асфальт,
У него такая мина,
Что лица невольно жаль.
Словно сели батарейки –
Глаз потухшая игра,
Он сшибает по копейке
На «фанфурики» с утра.
Зимовал он, где придется,
Без забот и налегке,
В сантехническом колодце
Да на пыльном чердаке.
Переждать мороз и вьюгу
Все же стоило затей -
Он нашел себе подругу,
Тоже мать своих детей.
Были страсти очень пылки 
До зеленых фонарей…
И пошел искать бутылки
У других он у дверей.
Без жилья, без теплой пищи,
Где там баня! Где там душ!
Он стоит – последний нищий
Посреди осенних луж.
Ничего в нем не меняет
Пробегающий народ,
Он стоит себе, воняет,
И хорошего не ждет.
Жизнь проходит не в обиде,
Пролетает сгоряча.
Ах, когда же не увидим
Ни бичовки, ни бича…

       Ну что, зацепили строки?..
       По моему – непременно должны были. Как это все по-русски, по-российски, по-нашему и, добавлю: по-есенински – с большой грустью, с болью о своем народе, о Родине!..  Так проникновенно, до боли в сердцах читающего люда может сказать только настоящий сын своего народа, живущий его чаяниями поэт-мыслитель, писатель-философ-мастер.
 
      Нет, не угадали, мой друг-читатель. Я здесь привел в пример строки не ушедшего от нас классика. Это стихи Сергея Сметанина, нашего современника, кого еще предстоит открывать большому российскому читателю.

      Я познакомился с ним без малого четверть века назад, когда по линии Тюменского Обкома ВЛКСМ был командирован в город Сургут для встреч с коллегами-северянами, такими же начинающими писателями, каким был сам. Помню, на выступлениях перед аудиторией Сергей, человек по природе скромный, вдруг будто каменел, и слова его уходили в пустоту, пусть и заполненного, но глухого для высоких строк зала. Оно и понятно, есть поэты-трибуны, умеющие работать на публику, как Маяковский, а есть авторы для камерной беседы, поэты с творчеством для души. К последним можно отнести и Сергея Сметанина. Чтобы пробрало им, выступающим, его надо поддеть, или умело подзадорить. А такого толкача трибунного рядом не было. Лично я так думал в те дни о его выступлениях, коих было немало за три дня наших встреч с разными аудиториями Сургута – от военных до пенсионеров… Потом у него пошли писаться книгами стихи! Я здесь привел лишь те из единственной у меня книжки с необычным названием «Созвездие фар», что подписал Сергей, будучи с ответным визитом в Надыме у нас в гостях…

      И вот вдруг встречаю моего давнего напарника на просторах инета! В сайте Проза ру к этому времени у него оказалось почти 65 тысяч читателей (это очень даже немало по нынешним меркам!), а произведений без малого тысяча единиц! Вот это плодовитость, подумалось сходу, даже подкралось сомнение. Когда открыл его страницы, понял почему. Оказывается, Сергей еще и афорист! Вот уж не ожидал. Хочу пояснить, почему.

      Дело в том, наверное, что я тоже продукт своего времени - советского, когда нас учили «не высовываться». Я знал, что афоризмы от великих выискивали исследователи их творчества, затем в составе литературных НИИ включали эти изречения в отдельные издания и выпускали миллионными тиражами. Думал, что специально афоризмами никто из писателей не должен заниматься, а исходить они должны самопроизвольно по ходу писания, в произведениях. Такие афоризмы я и сам собирал, и даже накропал на целую книжечку – хоть сегодня запускай в печать. Но, чтобы кто-то из живых писателей занялся бы чисто авторским изобретением афоризмов, об этом и помыслить даже не представлялось!

А тут вижу: мой добрый знакомый, тот скромник-поэт Сметанин занялся таким подозрительным творчеством?! Ну быть такого не может, чтобы что-то стоящее у него получилось, ведь не классик же!.. И вчитался, с тайным умыслом разоблачить зарвавшегося коллегу – ну не по росту ли себе замахнулся ты, парень?! И как было приятно разочароваться в своих подозрениях!..

Настоящий профессионал-писатель, по моему глубокому убеждению, должен владеть всеми видами и жанрами литературного мастерства. Как композитором-профессионалом считается лишь тот, кому подвластны сочинения от песни до симфонии, оперы. Вот таким эталоном сочинительства предстает мой товарищ Сергей Сметанин. Ведь действительно, кто кому и когда запрещал любой вид творчества?! Афоризмы, если сильно захотеть, тоже имеют право родиться из-под пера любого автора. Другой разговор, у кого как это получится. На Прозе ру оказалось много таких изобретателей. И среди прочих Сергей Сметанин наиболее зрелый, наиболее мудрый автор. Не стану утомлять моего читателя долгим доказательством своих слов о Сметанине-афористе. Их у него тысячи, и если начать отбирать, не всякому читателю будет под силу, поэтому приведу в пример из наугад открывшихся мне страниц:   
    
Глупый кается, умный борется, мудрый предупреждает.

Того, кто не выбирает слов, бьют со всех сторон.

Оптимист не тот, кто ждёт лучшего, независимо от обстоятельств, а тот, кто знает, как изменить обстоятельства в лучшую сторону.

Бездоказательная наука — та же вера.

Не заглядывай в будущее — предвосхищая  удовольствие, наполовину лишаешься его остроты, предвосхищая неудачу, увеличиваешь её вдвое.

Мысли размножаются спорами.
И т.д.

Теперь предоставляю право моему читателю изобличить меня: почитайте сами, дорогой друг. Уверен, что так же будете очарованы этой стороной творчества Сметанина, настоящего писателя. А коллеге, и земляку по северам Сергею Сметанину желаю скорее запустить афоризмы отдельной книгой.

Очень хочется заиметь такое издание в ряду своей коллекции книг изречений!..

Габдель Махмут,
г. Щелково, 2012