Опыт и гонор

Лев Ефремов
               

    Приходят на работу на суда торгового флота после срочной службы в армии молодые, здоровые  парни. Отслужив срочную службу, считают себя уже достаточно взрослыми и опытными людьми. В родной деревне, наверное, так бы и было, но на судах работают такие же парни. Только они раньше демобилизовались и успели приобрести за время работы и опыт, и уверенность в себе. Молодежь хочет как-то проявить себя, показать, что и они что-то могут. Но как гласит русская пословица, на всякого молодца довольно простоты, а на флоте эта пословица звучит более выразительно.
   Стоит т/х «Ангаргэс» на рейде порта Пуэрто-Бариос/Гватемала/. Ожидается постановка к причалу для погрузки тростникового сахара-сырца. Тропики - жара. Палубная команда красит судно. Сели матросы отдохнуть, перекурить. Находится, как обычно, юморист – провокатор. Подначивает молодежь. Кто сможет по вантам забраться на саллинг?  Судно постройки шестидесятых годов. В носовой и кормовой частях находятся мачты для несения навигационных огней судна и крепления грузовых стрел. В верхней части мачты, где находятся блоки грузовых стрел, саллинг - площадка, огражденная леером. Мачты крепятся к бортам судна вантами - стальными тросами. Крепление их находится под саллингом. Ванты для предохранения от ржавчины покрывают специальным составом, тавот с графитом. Поспорили два матроса на бутылку коньяка, кто быстрее долезет до саллинга.
 Сложность в этом соревновании еще была и в том, что помимо того, что трос скользкий, он еще и весь в торчащих, рваных проволоках и плюс к этому судно стоит все-таки в море и испытывает качку. Приготовились матросы к состязанию, но на их счастье нашелся все же более умный моряк – это был боцман. Он своими боцманскими словами быстро прервал этот спор и навел порядок.
    Через пару дней приступили к покраске наружного борта судна. Вывесили за борт беседки и приступили к обивке ржавчины. Один из спорщиков – Виктор, молодой парень, после службы в армии и устройства на работу в Пароходство, вышел на этом судне в свой  первый рейс. Его послали на беседку отбивать ржавчину на подзоре судна, т.е. носовую часть. Если встать ногами на беседку, то верхняя часть фальшборта - планшир был на уровне груди работающего. Захотел вылезти на палубу - подтянулся на руках и всех дел. Судно было без груза и до воды было метров 6-7 от беседки, тропики, вода теплая, т.е. ничего страшного.
Проработали до обеда. Сидят матросы обедают, только смотрят -  Виктора нет. Пообедали, проверили его каюту – нет Виктора. Забеспокоились и пошли проверять его рабочее место. Приходят на полубак, носовую часть судна, где подвешена Викторова беседка и видят. Сидит Виктор на беседке и плачет. В чем дело? Оказывается, он отбивал ржавчину сидя на беседке, а, когда  хотел подняться на палубу и начал вставать на беседке ногами, она начала под его ногами раскачиваться. Ноги задрожали и, чем больше он трусил, тем сильнее была дрожь и тем сильнее раскачивалась беседка. Пришлось двум матросам спускаться на беседку и насильно выталкивать его на палубу.
     На какое-то время Виктор свой гонор уменьшил. Рейс длинный, работали в тайм-чартере у Канадской компании. Через некоторое время у Виктора опять прорезался голос, опять начал рассказывать сказки о своем былом героизме. Судно встало под грузовые операции в порту Сент - Джон/Канада/. Зима, мороз, обледеневший причал в снегу. Увольнение в город в то время разрешалось только в светлое время суток, только группами во главе со старшим. Старшим назначался член экипажа  из комсостава. Четверо молодых моряков решили вечером сходить в город в "самоволку".   В Канаде в этом порту  большие приливо-отливные колебания уровня воды, и вечером на отливе шлюпочная палуба оказалась на одном уровне с причалом. Моряки -  прыг на причал, там за склады и в город. До города добираться далеко, пришлось брать такси.
    В Канаде в разных провинциях свои ограничения на продажу алкоголя. В Сент - Джоне – провинция Нью-Брусвик, продажа алкоголя только до 18.00. Доехали до города, зашли в ресторан. Сели, подзывают официанта. Оказалось, что в ресторане спиртное не подается, только еда. Начали расспрашивать, им объяснили, что спиртное продается только в баре крупного отеля и в ночных клубах. Нашли этот отель, заказали водки. Принесли им четыре рюмки. В рюмках граммов по  20, но содрали денег прилично. Поняли, что здесь не разгуляешься. Пошли искать ночной клуб. Нашли, но он начинает работать только с десяти часов вечера. Спросили, есть ли в клубе в продаже спиртное и сколько стоит. Спиртное есть и стоит 80 центов. Сколько наливают на эти 80 центов не спросили. Около часа прождали открытия клуба и новая неприятность. За вход надо заплатить по 5 долларов. Жалко, конечно, но водка по 80 центов, есть стимул. К открытию клуба подвалил народ. Молодежь веселая, раскованная. Одеты  все оригинально, особенно девушки. Приятно морякам почувствовать себя свободными, почти канадцами. Атмосфера в зале праздничная, все друг друга знают, или так кажется. Музыка гремит, молодежь кто пляшет, кто пиво пьет. Заказывают  наши моряки для начала бутылку водки, бестолковый бармен – не понимает. Сует им четыре пластмассовых стаканчика, водка чуть на донышке. Как не пытались ему объяснить, что такими дозами водку не пьют - не сумели, не понял. Настроение, конечно, уже не то. Попробовали плясать, но трезвым не очень пляшется. Так и не отдохнув как следует, отправились домой на судно. Опять трата денег на такси. Подъехали к порту, к судну подъезжать не стали. Пошли к причалу через склады, чтобы не засекли на судне. Подошли к судну, трап на судне на ночь убран. Решили опять попасть на судно через шлюпочную палубу. Шлюпочная палуба вровень с причалом, но судно отошло от причала на пару метров. Трое моряков быстро перепрыгнули на судно, а Виктор сразу не прыгнул - замандражировал. И чем больше он собирался, тем больший страх его охватывал. Причал во льду, внизу в 6-7 метрах черная вода плещется. Стоят под шлюпкой его товарищи, матом его подбадривают. На этом борту иллюминаторы кают помполита и старшего механика - зам. секретаря парторганизации судна. Заметят – визу прихлопнут. Зовут Виктора – тот ни в какую. Стоит на причале, дрожит от страха. Оставить одного до утра нельзя, засекут его, так он всех заложит. Один прыгает на причал, подталкивает Виктора к судну, двое протянули руки, чтобы принять его. Кое - как подняли бедолагу на судно. Самоволку никто из старших командиров не заметил, или не захотели заметить.               
       После рейса рассчитался Виктор из Пароходства. Окончил курсы и начал работать водителем троллейбуса. По рассказам его новых сослуживцев, любил он вспоминать о своей прошлой, героической работе на судах торгового флота.