Введение в школе основ религиозной культуры

Публий Валерий
             Эссе на тему "Моё отношение к введению курса "Основы религиозных культур и светской этики" ( в школе; знакомая попросила написать :))

  В современном обществе, особенно интегрированном в мировое сообщество, особенно в многонациональном и многоконфессиональном, подрастающему поколению необходимо прививать толерантность. Также школьникам просто не помешало бы знать религиозную составляющую культуры человечества. В образовании и воспитании нужно вводить такие компоненты, которые бы у людей с научным складом ума, а атеистов закладывали бы уважение к верующим, а у верующих – к представителям других конфессий; также и воспитывать у верующих соответствующее отношение к неверующим – без мессианства и высокомерно-презрительного взгляда.

  Было бы неплохо всё это давать детям в школе, причём необязательно только при переходе с начальной на основную ступень. Однако как на эти задачи отвечает курс «Основы религиозных культур и светской этики», по крайней мере, в существующем виде, не совсем ясно.

  Во-первых, любовь к родине, уважение к отечеству et cetera – это что, ни на одном предмете, никогда и нигде в школе не даётся?

  Во-вторых, что касается религиозной культуры. Было бы намного яснее, если бы учащиеся изучали все модули, ну или как минимум четыре. Скажем, основы православной культуры, ислама, светской этики и буддизма. То, что для родителей делается оговорка, что якобы вкратце их чадо в рамках одного модуля изучит и основы религиозной культуры из иных модулей, пусть это никого не обманывает.

  Иначе получается такая картина. Те дети, что растут, к примеру, в православной семье, будут изучать «Основы православной культуры». Которые, в принципе, и так им известны, раз они живут в соответствующей среде. Зачем им тогда тратить время на эти уроки? Неужели так много лишних часов в школе?

  Если же семья не «слишком православная»: не воцерковленная, а обычная среднестатистическая семья, вспоминающая, что у них кулончики в виде крестиков, два раза в год, на рождество и пасху, стало быть, и своим детям они не особо желают излишнего приобщения к РПЦ (Русской православной церкви).

  Если ребёнок из православной семьи будет изучать другой модуль, скажем, основы ислама, то он останется всё же в рамках монотеистических взглядов, а другие, религии со множеством божеств, будет воспринимать как нечто «неправильное».

  (Здесь ещё необходимо отметить следующее. По православной культуре надо бы вводить такой курс, который бы вмещал – занятия (или хоть одно), посвящённые инославному христианству.)

  Соответственно, то же самое и для детей из семей мусульман. Если ребёнок растёт в семье с исламскими традициями, зачем ему «Основы ислама» или зачем только один из других модулей, пусть это даже будут «Основы светской этики»?

  Также для ребёнка из семьи неверующих, из семьи атеистов? Хотя и подразумевается и оговаривается, что никакого вероучительного, миссионерского характера курс не имеет, однако дети (и 4 класс никакое не исключение) весьма восприимчивы и однозначно способны на уроках курса проникнуться той верой, о которой говорится.

  Никоим образом не будет лучше, если родители, исповедующие одну религию и рискнувшие отдать на модуль по основам другой, вдруг заметят, что ребёнок стал склонен к последней.

  Таким образом, или изучать все модули, причём несколько дополненные, или: «ОРКСЭ? Это что ещё такое? Давай до свидания!» Иначе говоря,  в существующем виде мало на что годится такое ОРКСЭ. Думаю, из этих слов можно сделать вывод о моём отношении к введению курса.