Русская сказка

Евгений Чекалов
http://www.proza.ru/pics/2012/12/10/565.jpg?682
Автор Е. Чекалов "Золотая рыбка"

  Последнее время мне все чаще приходит на память, расположенная невдалеке от моей деревни, улица моего раннего детства - небольшой овражек с двумя рядами землянок. Здесь залечивали раны, потрепанные в боях батальоны. Это моя первая детская площадка, где мы играли гильзами от артиллерийских снарядов.
  А рядом, ещё не ушедшая в прошлое, стоит перед глазами современность, с её разрухой мирного времени, моё поколение опять в центре событий, и опять как жертва, только теперь уже в силу своего преклонного возраста, оказавшееся нищим и обобранным молодыми и наглыми, которые растаскивают всё ценное, созданное усилиями наших поколений.
  Землянки моего детства, проблемы сегодняшнего дня, трансформировались у меня в своеобразную картину, отражающую смысл происходящих событий.
  Обострённая фантазия художника с синтетическими глазами, аналитический взгляд наблюдателя, воспалённый ум программиста, оказавшегося не у дел, которые, помогая, дополняя друг друга, рождают сначала виртуальный мир, который затем воплощается в произведение, под названием 'Русская сказка'.
  В нём переплетаются реальные образы нашей жизни, прошлое и настоящее, и художественный вымысел. Связующим звеном между ними являются произведения А.С. Пушкина и сказка Ершова 'Конек-Горбунок'.
  На переднем плане видится как бы иллюстрация начала сказки Пушкина 'Сказка о рыбаке и рыбке'. Босой старик стоит на берегу моря и закидывает невод, и с мольбой протягивает к небесам руку. Позади его догорает костёр, опрокинутый вверх дном пустой котелок, сушится на солнце, рядом валяется на песке тухлая рыба. На переднем плане в центре картины, удерживаясь на гребне морской волны, золотая рыбка блестит в лучах своего сказочного света, способная исполнить любые желания, но не посягающие на её могущество и не допускающая даже мысли о том, что она слуга народа. В отличие от сказки, у стариков, привыкших жить не богато, скромные пожелания - дать жить им по-человечески без ежедневных унижений.
  В тёмной землянке перед лучиной, лампочкой Чубайса, сидит старуха и прядёт свою пряжу. И венчает эту иллюстрацию разбитое корыто, символизирующее собой потерянные иллюзии и уже несбыточные надежды на будущее, как бы говоря, что ты лишен всякой возможности, изменить свою жизнь. За тебя, не спросившись, решают всё другие, власть держащие, не уставая твердящие о правах человека. Но не обольщайтесь, не о твоих правах они пекутся, ты же не человек, а пенсионер, довольствуйся тем, что тебе подают.
   
  Затем невольно на ум приходит сказка 'Конёк-Горбунок':
   
  За горами, за долами,
  За широкими морями,
  Не на небе - на земле,
  Жил старик в одном селе.
  У крестьянина три сына:
  Старший умный был детина;
  Средний - так и сяк;
  Младший - вовсе был дурак.
  Братья сеяли пшеницу,
  Да возили в град-столицу,
  А столица та была
  Не далече от села...
   
  Кстати, сказка 'Конёк-горбунок' это первая книжка купленная мне в детстве отцом, которая долгое время путешествовала вместе со мной, а затем осталась невозвращенной мне кем-то из нерадивых моих читателей. Такого полного издания сказки я никогда больше не встречал.
  С левой стороны композиции расположено село, где когда-то жил старик со своей старухой до переселения в землянку, а с правой - град-столица.
  Под вечер два брата, украв у младшего двух коней, с опаской оглядываясь по сторонам, ведут их в столицу на базар. За их спинами возвышаются их дома, с церковкой рядом, где они замаливают свои очередные грехи.
  Младший же их брат, дурак, в поле нашёл перо Жар-птицы и с удивлением рассматривает его, внимая речам своего двугорбого друга. На правой же стороне, вглубь композиции, не ограничившись пером, Иван ловит уже саму Жар-птицу. Одна из птиц норовит клюнуть его сзади в затылок, третья, испугавшись, улетает прочь. Вдали виднеется купеческое судно с заморскими товарами.
  Перед Иваном на подносе стоит вино и закуски, по другую сторону композиции голодный старик перед разбитым корытом. На ум так и приходит ассоциация между Жар-птицей и голодными стариками, являющимися этой птицей, которых немилосердно обирают новоявленные Иваны, ловцы Жар-птиц, наживая свои несметные богатства. Легче всего грабить немощных и незащищённых стариков, не спрашивая которых, можно решать их судьбу.
   
  Над землянкой раскинулся могучий дуб с учёным котом, как здесь не вспомнить известные каждому русскому слова:
   
  У лукоморья дуб зелёный;
  Златая цепь на дубе том:
  И днём и ночью кот учёный
  Всё ходит по цепи кругом;
  Идёт направо - песнь заводит,
  Налево - сказку говорит.
   
  Там чудеса: там леший бродит,
  Русалка на ветвях сидит;
  Там на неведомых дорожках
  Следы невиданных зверей;
  Избушка там, на курьих ножках
  Стоит без окон, без дверей...
   
  Над дубом, сидя задом наперёд, держась за хвост, на  коне скачет Иван, в сбившейся набок шапке, пытаясь усмирить непокорный нрав своей воровки, шевелившей пшеницу.
  Истинно русский герой, кот учёный, перекочевавший из русской сказки в нашу действительность и заседающий в Государственной Думе, и плодящий невиданных зверей в человеческом обличье!
  С небес, из своего волшебного дворца, беспристрастно созерцает на происходящее внизу, небесное светило.
http://www.proza.ru/pics/2012/12/10/1363.jpg?9042

 Автор Е. Чекалов "Мороз - Красный нос."