Святая Русь

Геннадий Москвин
   Правда не есть истина. Правда - эмоция, а истина - это факт. Истина одна, а правды может быть много. Повествования историков и "штатных летописцев" о прошлых событиях, скорее, правдивые, нежели истинные. Здесь речь не идет об истине — в смысле адекватного представления реальности. Более того, субъективный рассказ историка может расходиться с какими-то известными фактами, но тем не менее мы оцениваем его рассказ как "правдивый".

 Русские... Ф. М. Достоевский утверждал, что «русское» — это явление, религия и вера. Как общечеловеческая ценность мировой цивилизации, «русское» присутствует в каждом из нас и от этого никуда никому не деться. И разве Отечество не в опасности? Сегодня именно личное отношение к этой «опасности» является главным индикатором русской принадлежности. Это — вершина в пирамиде проблем русского самосознания.

Русский народ...Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить...Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры... Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам, и России.

Русские...От частого и бессовестного употребления слово это так истерлось, истрепалось и выцвело, что теперь почти невозможно определить его истинное значение. Но, по счастью, русский народ жив! Хотя он обманут и унижен, обворован и оболган.

Анализ данных последней переписи населения позволяет выделить растущую отдельную группу, заслуживающую обязательного упоминания. Это - жители России, не указавшие свою национальность. Совокупная численность этой группы с 1989 по 2010 г. увеличилась на 5,6 млн. чел., или в 362 раза за 21 год (в 2,9 раза за последние 8 лет).

Ее удельный вес в населении страны вырос за 21 год на 3,9 п.п., а средняя скорость увеличения ее численности в 2002-2010 гг. составила 18,4% в год. Кто эти добрые люди? Смертельно опасная тенденция для разрушения русского государства! Кто и с какой целью придумал бесовскую затею - отменил графу "национальность" в гражданском паспорте россиянина, а для определенного народа ввел льготный статус двойного гражданства? Автора! 

В группу «быстро растущих» национальностей входят 11 народов, удельный вес которых в численности населения России возрастает быстрыми темпами – в основном благодаря значительному превышению рождаемости над смерностью. Это тувинцы, табасараны, цыгане, аварцы, карачаевцы, лакцы, ногайцы, турки, лезгины, даргинцы и кумыки.

Совокупная численность народов этой группы с 1989 по 2010 г. увеличилась на 1,5 млн. чел., или на 66,5%. Их общий удельный вес в населении страны возрос на 2,6 п.п., а средняя скорость увеличения их численности в 2002-2010 гг. составила 1,6% в год.
 
Удельный вес «иммигрантов», в группу которых входят 3 народа,  увеличивается самыми высокими темпами – не только благодаря превышению рождаемости над смерностью, но главным образом благодаря иммиграции. Это таджики, узбеки, киргизы. Совокупная численность народов этой группы с 1989 по 2010 г. (по переписной статистике) увеличилась на 387 тыс. чел., или в 2,9 раза. Их общий удельный вес в населении страны возрос до 0,4%, а средняя скорость увеличения их численности в 2002-2010 гг. составила 10,1% в год.
 
В то же время, беспристрастная статистика говорит о вымирании русского народа. Удельный вес крупнейшего российского этноса – русских – в общей численности населения России снизился с 81,5% в 1989 г. до 79,8% в 2002 г. и до 77,7% в 2010 г., или на 3,8 п.п. Общая численность русских за это время уменьшилась на 8,8 млн. чел. – со 119,9 до 111,0 млн. чел. Скорость среднегодового сокращения численности русских за два межпереписных периода возросла почти вдвое – с 0,26% в среднем в год в 1989-2002 гг. до 0,54%, в среднем в год в 2002-2010 гг.

Русский народ...Но все ли мы помним и знаем, что означает быть русским? Что для этого надо? Достаточно ли иметь соответствующую запись в паспорте или требуется нечто еще? Если требуется, то что именно? Ответить на эти вопросы - значит обрести точку опоры в восстановлении национально-религиозного самосознания, опомниться после десятилетий атеистического космополитического забытья, осознать себя - свой путь, свой долг, свою цель.

Для этого надо прежде всего вернуть народу его историческую память. Только вспомнив, "откуда есть пошла руcская земля", где, в какой почве окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые, не жить нам дальше, а догнивать.

На этом пути не обойтись без Православной Церкви, древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты. Без ее любовного, отеческого окормления - запутаемся и заблудимся, утонем в пучине противоречивых стремлений, честолюбивых амбиций, лукавых советов.

В выборе веры сказался национальный характер русского народа. Красота богослужения, конечно, не главное, что определило выбор. Главное в том, что Православие отвечало характеру народа и позволяло ему сохранять свои народные традиции, обычаи и идеалы.

В отличие от католичества православие не навязывало русскому народу чуждый язык богослужения (мертвую латынь), не пыталось поставить над Русской землей деспотическую власть римского папства. "Рим никогда не отвечал нашему духу и нашему характеру, — писал И.А. Ильин. — Его самоуверенная, властная и жестокая воля всегда отталкивала русскую совесть и русское сердце".

Русские..."Блаженны алчущие и жаждущие правды", - свидетельствовала Церковь народу русскому. "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5: 6,10,16).

И разве не этому свидетельству обязан русский народ тем, что, создав величайшее в мире государство, простирающееся от вод Атлантики до Тихого океана, он не унизил ни один из встретившихся на его пути народов, пусть самых малых, но всех принял как братьев, покоряя прежде сердца, а не крепости.

Осознание русским народом своего особого духовного предназначения прослеживается, например, в «Повести временных лет» (XI в.), даже несмотря на его бездарное переложение текста Д.Лихачевым. Русская богоизбранность понимается не как противостояние другим народам, как, например, у иудеев ("гои"), а как особая миссия борьбы с мировым злом, миссия вселенского "добротолюбия". Русь создана христианством. Церковь создала единство Русской земли и дала прочность случайности "Олегова дела".

К религии, к Богу русский человек всегда испытывал особое, именно национальное чувство. У каждого православного русского всегда было на слуху: "Русский Бог велик", "Велик Бог русский и милосерд до нас» и т.п....Но это, конечно, не означало безоглядного упования на Бога. Русский исторически не только молится, но и всегда действует. Русские - творимая нация (nation in the making).

Русские понимают, что только тогда молитва будет действенной, когда: «На Бога надейся, а сам не плошай!», «Богу молись, а в делах не плошись!», «Богу молись, а добра ума держись!», Переменить веру Православную, считал русский человек, — смертный грех: «Менять веру — менять и совесть». Причем Русь не противопоставляла власть светскую и духовную, а действовала по принципу: «Богу — богово, а кесарю — кесарево».

Евангельское учение Церковь вложила в душу народа как совершеннейший образец, по которому каждый в меру сил должен строить жизнь личную, а все вместе - общественную и государственную. Именно Церковь стала центром святоотеческой государственности - не насилующей народа, не создающей рабства, следящей за духовным возрастанием и нравственным самосовершенствованием каждого.

Великоцерковная идея служения легла в основу сословного строя России, основанного на разделении общих обязанностей, а не на иерархии прав, как это было на Западе. Здесь берет начало весь уклад русской жизни, как бы не изменялись его формы с течением времени.

Православность - непременное качество всего русского в его историческом развитии. Понятия "русский" и "православный" слились воедино. Так было, пока Россию не разъединили насильно - с умыслом, злонамеренно и расчетливо. Знали - чтобы убить Россию, начать надо с осквернения души...

"Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя? - От веры Православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир. Мы не можем не радоваться необъятному почти величию земли отечественной. Кто первый виновник его? Святая вера Православная. Она соединила воедино разрозненные племена славянские, уничтожила племенные их отличия, поставляющие преграду их общению, и образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ русский.

"Кто соблюл и сохранил нашу народность в течение стольких веков, после стольких переворотов, посреди стольких врагов, посягающих на нее? Святая вера Православная. Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви. Она воодушевляла героев Донских и Невских, Авраамиев и Гермогенов, Мининых и Пожарских. Она вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество в бранях и освящает самую брань за Отечество как святый подвиг за веру Христову..."

Эти вдохновенные слова принадлежат преосвященному Димитрию, архиепископу Херсонскому. Давным-давно сказаны они, но неужели не отзовутся и ныне в сердце русского человека! Неужто не заболит душа при виде того, в какую грязь втоптаны святыни, верность которым десятки поколений доказали всей жизнью своей, защищая которые, пролили столько крови?

Однако сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места святыням. Сердце человека - престол Божий - пытаются занять уродливые безблагодатные идолы материального преуспеяния: успех, богатство, комфорт, слава. Оттого-то и свирепствует в обществе разгул разрушительных страстей - злобы и похоти, властолюбия и тщеславия, лжи и лицемерия. Но знайте все: голый материальный интерес, в какие бы благонамеренные одежды он ни рядился, не может стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньонов, вера - рождает подвижников правды и добра.

Василий Ключевский, знаменитый историк, подметил в русской истории интересную особенность. "Господствующие идеи и чувства времени, с которыми все освоились, - говорил он, - и которые легли во главу угла сознания и настроения, обыкновенно отливаются в ходячие, стереотипные выражения, повторяемые при всяком случае. В XI-XII веках у нас таким стереотипом была русская земля, о которой так часто говорят и князья и летописцы...Везде Русская земля, и нигде, ни в одном памятнике не встретим выражения русский народ".

Пытаясь разобраться в том, что значит "быть русским", нельзя пройти мимо этого факта. Случаен ли он? Нет, ибо русская история, начавшаяся как фактор мирового (и даже космического) значения с момента крещения Руси, в первые два века своего течения представляет нам картину формирования и духовного оформления той народной общности, которая в своем окончательном виде получила наименование "народа святорусского" - этого излюбленного выражения былинных сказителей.

Понятие "народ" по отношению к национальной общности есть понятие более высокое, не материальное, но духовное, и ее одной недостаточно, чтобы сложился коллективный духовный организм, столь крепкий и живучий, что никакие беды и напасти (а сколько их было за десять веков нашей истории) не смогли разрушить его и истребить. Первоначально единство крови, общность происхождения славянских племен при всей своей значимости не могли придать этому собранию необходимую живучесть и крепость.

Лишь только тогда, когда душа народа - Церковь - собрала вокруг себя русских людей, когда Русь преодолела отсутствие государственного единства, порождавшее в народном теле язвы и трещины усобиц, когда, сбросив с себя  иноверческий миф т.н. "татаро-монгольского ига", Россия объединилась под скипетром Русского Православного Государя - тогда во весь свой могучий рост поднялся на исторический сцене русский народ.

Народ соборный, державный, открытый для всех. Осознавший цель и смысл своего бытия. С этого момента смысл русской жизни окончательно и навсегда сосредоточился вокруг Богослужения в самом высоком и чистом значении этого слова - служения Богу как средоточию Добра и Правды, Красоты и Гармонии, Милосердия и Любви.

Митрополит Иоанн (1927-1995) говорил, что цель народной жизни окончательно определилась как задача сохранения в неповрежденной полноте этой осмысленности личного и общественного бытия, свидетельствования о ней миру, защите ее от посягательств и искажений. И Церковь благословила народ на высокое служение.

Благословение это облеклось в форму пророчества о будущей великой судьбе России, Москвы, как Третьего и последнего Рима, последнего оплота истинной Православной веры в страшные "предантихристовы времена всеобщей апостасии и всемирной смуты".

Два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить благоговейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущение апостольского Православия. Первый - наследник мировой империи языческого Рима - отпал в гордыню католицизма. Второй (Византия) - поступившись чистотой Церкви ради сиюминутных политических выгод, отданный Богом на попрание иноверцам, последователям Магомета. Третий же Рим - Москва, "государство народа русского, и ему всемогущим Промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту Православного вероучения, утверждающего конечное торжество Божественной справедливости и любви".

Так к XVI веку определилось служение русского народа, таким он его понял и принял. Так что ключ к пониманию русской жизни лежит в области религиозной, церковной, и не усвоив этого, не поймем мы ни себя, ни свой народ, ни свою историю.

Именно Церковь сообщила нашему народу свойство соборности, бесценное качество, безумно растрачиваемое нами ныне в погоне за дьявольскими миражами грядущего якобы "общества всеобщего изобилия". Русская соборность - это сознание духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. Смысл этой общности - в служении вечной правде, той Истине, которая возгласила о Себе словами Евангелия: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14: 6).

Это осмысленность жизни как служения и самопожертвования, имеющих конкретную цель - посильно приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственный идеал Православия, - говорил о русском народе Митрополит Иоанн.
 
С соборностью народа неразрывно связано его второе драгоценное качество - державность. Воплощение нравственного идеала требует соответственной социальной организации. Такая организация немыслима без державного сознания, формирующего в человеке чувство долга, ответственности и патриотизма.

"...Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими", - вот державный глас народа, выраженный чеканным слогом митрополита Московского Филарета, одного из величайших русских святителей.

Державность - это сознание каждым ответственности за всех, ответственности отдельной личности за нравственное здоровье общества и крепость государства. Не принудительной ответственности "за страх", а добровольного религиозного служения "за совесть". Державность - это государственное самосознание народа, принявшего на себя церковное послушание "удерживающего" (по слову апостола Павла, см. 2 Сол. 2: 7), стоящего насмерть на пути рвущегося в мир сатанинского зла.
    
Оба эти народные качества с неизбежностью проявились в третьем - в открытости, "всечеловечности" русского характера. Открытость эта - отрицание фальшивой национальной спеси, отрицание самоценности национальной принадлежности. Это готовность бескорыстно соединиться с каждым, приемлющим святыни и нравственные устои народной жизни.
 
Восстановив истинные ценности внутри себя, надо восстановить их и вовне. Жизнь общества, государства требует осмысленности так же, как и жизнь отдельного человека. Не может материальное благополучие быть целью всех стремлений.

Сытое брюхо еще не значит - чистая совесть. Критерием государственного устройства должна стать его богоугодность, соотнесенность с тысячелетними святынями Православной веры. Нужно во всей полноте использовать богатейший опыт русской государственности. Выкинуть на свалку наглую ложь об "империи зла", о России как "тюрьме народов", "гнилом царизме", сказать правду о многолетнем пленении Православной Церкви и русского народа.

Нужно осознать и всегда помнить, что у Православной России есть и всегда будут враги, ненавидящие наш народ за его приверженность к Истине, за верность своему религиозному служению, своим христианским истокам и корням. Осознать, что если мы хотим выжить - нам надо научиться защищать себя, свою веру, свои святыни.

"...Братия и сестры, соотечественники, люди русские! Молю вас усердно, вседушно - повинуясь своему архипастырскому долгу и голосу совести своей - воспрянем, опомнимся, одумаемся наконец! Лишь только начнем нелицемерно - появятся и силы, и умение, и святая, жгущая сердце ревность. Да будет общею всем такая преимущественно забота, чтоб начавши, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: долго мы уже пребываем в подвиге. Но лучше, как бы начиная каждый день, будем приумножать ревность свою".

Шестнадцать столетий назад были сказаны эти слова святым преподобным Антонием Великим в утешение и назидание всем тем, кто унывает и сомневается в своих способностях к духовному возрождению. К нам, сегодняшним, обращены они.

Прислушаемся к ним, ибо нераскаянны обетования Божии, и великая судьба России зависит ныне от нашего произволения,- проповедует в своих молитвах Святейший Митрополит Иоанн. Мы - и никто иной - можем и должны воссоздать державу Святорусскую.

Да будет так! Аминь.
 


Иллюстрация "Вечная Россия", Илья Глазунов,1988, фото из личного архива автора © Copyright: Г.Москвин, 2012.