Что такое убеждения?

Лев Балашов
                Эпиграф:               
                Убеждения формируют личность

УБЕЖДЕНИЯ

Помимо мыслей, идей важное место в структуре мышления занимают убеждения. Они составляют верхний этаж мышления или, напротив, лежат в глубинах мышления, определяют самые основы мышления и поведения человека.

Если рассматривать убеждения как верхний этаж мышления, то здесь вырисовывается такая схема-иерархия:

убеждения
и д е и
М Ы С Л И

Мыслей может быть много, очень много, бесчисленное количество. И большей частью они случайны. Идеи — важные, значимые для человека мысли. А вот убеждения — не просто идеи, а такие регулятивы мысли-поведения, которые настраивают человека на определенный лад-стиль жизни.

Убеждения, безусловно, относятся не вообще к мышлению, а к сфере Разума. Они — идеи и притом такие, которые определяют, конституируют жизнь человека в той части, в какой она управляется Разумом.

Убеждения составляют костяк мыслительного багажа человека, направляют его жизнь и деятельность, делают определенным его характер, не дают “растекаться мысли по древу”. Без убеждений человек подобен флюгеру: куда ветер подует, туда и он. В Библии хорошо сказано: "Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих" (Новый Завет, Иаков 1:8).

Убеждения формируют личность (или: личность формируют убеждения). Они составляют стержень личности. Если они отсутствуют или шатки, то это значит, что личность аморфна, амебоподобна.

Убеждения носят, как правило (в общем и целом) позитивный характер, направлены на сохранение, развитие, расширение жизни человека. В немногих случаях они могут быть опасны для жизни.
Если обратиться опять к схеме «мысли—идеи—убеждения», то мы увидим, что мысли — самое изменчивое переменчивое, идеи — более устойчивы и не так просто от них отмахнуться, а убеждения — самый устойчивый, поистине твердокаменный «пласт» мышления.
У убеждений очень высокая степень инерционности. Если они и меняются, то очень медленно или для их изменения нужны весьма веские основания.

ОТЛИЧИЕ УБЕЖДЕНИЯ ОТ ВЕРЫ

Нередко высказывают мнение, что вера и убеждение — одно и то же. Такое мнение характерно для верующих. Они склонны сдвигать весь спектр жизнезначимых духовных феноменов в сторону веры. Однако и нерелигиозно настроенные ученые, писатели порой не видят разницы между тем и другим. В действительности же вера и убеждение весьма различны. Вера имеет эмоционально-волевую основу, а в убеждении помимо эмоционально-волевой компоненты значителен элемент мышления и практического опыта.

Вера может быть слепой. Убеждение же не бывает слепым. Оно может быть ошибочным, но не слепым. Верить могут из чувства подражания, уважения или там, где не хватает знаний или существует реальная неопределенность ситуации. Например, человек может верить в то, что он будет жить долго, что он достигнет чего-либо или одержит победу.

Если вера “принимается на веру”, то убеждение складывается, формируется в процессе критического размышления. Нечто становится убеждением лишь после серьезной апробации, мыслительной и/или опытной.

Поверить человек может сразу, в один момент, лишь на основе эмоционально-волевого импульса-решения. Убедиться же в чем-либо, а тем более сформировать жизнезначимое убеждение человек может лишь в результате более или менее длительного опыта, на основе критического размышления, сопоставления разных мнений, точек зрения, разных вариантов понимания-представления одного и того же.

Для убеждения нужен труд мысли или, как говорил хирург Н.И.Пирогов, «наука самосознания»; для веры же достаточно эмоционально-волевого импульса.
Конечно, как вера бывает разной степени глубины, так и убеждения бывают поверхностными или глубокими. Здесь они похожи. Но: глубина веры зависит от глубины эмоций, переживаний, силы характера, а глубина убеждения — прежде всего от глубины мысли, размышления.

В убеждении есть элемент веры, а в вере есть элемент убеждения. Они не разделены китайской стеной, как не разделены этой стеной мышление, чувства, воля, сознание.

ВЕРА

Вера — уверенность, основанная на опыте жизни и желании достичь-иметь (или не иметь, избежать) что-либо. Веру обычно противопоставляют знанию. В самом деле, вера «действует» как раз там, где знания отсутствуют или их не хватает, но сильно желание достичь-иметь или не иметь, избежать. Вера, как и воля, движет человеком (известный психолог Л. С. Выготский был прав, когда писал: «Без известного фанатизма невозможно найти, защищать, воплощать истину»).

Например, человек верит в свою «звезду» и старается делать всё, чтобы его «звезда» стала явью. Вера похожа также на мечту. Как и мечта, она «подогревает» или «согревает» человека психологически. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете» — говорил поэт.

Чаще всего вера касается будущего. Будущее не имеет такой определенности, как настоящее (не говоря уже о прошлом). Возможность разных вариантов будущего и необходимость предпочтения лучшего-хорошего худшему-плохому заставляют человека настраиваться на волну веры.

Вера деятельностна по своей сути. Она нужна в больших делах, когда для достижения цели требуются значительные усилия, жертвы или терпение.

Вера нужна в общении, в отношениях между людьми или между людьми и высшими животными. Один человек верит или доверяет другому. Без этой веры-доверия невозможно конструктивное, плодотворное общение, вообще невозможна совместная деятельность.

Еще большее значение имеет общая вера в человека, которую иногда называют ВЕРОЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Такая вера защищает человека от мыслей о самоубийстве, от "кривой дорожки" (аморального и преступного поведения), от сектанства (попыток уйти от "мира", противопоставить себя человечеству).

ВЕРУ КАК ТАКОВУЮ НЕРЕДКО ПУТАЮТ С РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРОЙ

Вот два примера:

В американском сериале “Крутой Уокер” раскаявшийся бандит, отец семейства, уверовавший в Иисуса Христа, говорит: “Я говорю не о религии. Я говорю о вере. Если ни во что не веришь, жизнь становится пустой.”
Или: “Мы все были как бы атеистами. А люди верили. Ведь без веры вообще нельзя жить” (слова журналиста, прозвучавшие по НТВ 11 февраля 1996 г.)

КОММЕНТАРИЙ

В том и другом случае явная подмена понятий: религиозная вера подменяется верой вообще — раз без веры жизнь пуста или нельзя жить, значит, нужна вера в бога. Нужность религиозной веры обосновывается ссылками на необходимость веры вообще.

Верующие скорее всего не осознают этой подмены понятий. Они просто пытаются монополизировать и веру, и свое понимание веры.
 
Если человек называет себя верующим, то это вовсе не значит, что он — единственный носитель-хранитель веры. Нет человека, который не верил бы ни во что. Разуверившийся решительно во всём, как правило, кончает жизнь самоубийством.

Верующий — это человек, который абсолютизирует веру, который ставит ее выше знания, разума, морали и т. д.